За годы современной белорусской независимости сделано очень много. Если сравнить нынешнее качество жизни с уровнем 20-летней давности, то мы удивимся переменам.
То есть обычно спасительное свойство человека адаптироваться к среде в данном случае идёт не на пользу. Мы привыкаем к хорошему и перестаём его ценить. Иногда бывает полезно обратить внимание не столько на проблемы, сколько на возможности.
О карьере врача Светлана мечтала с детства. Постоянно лечила зубы всем куклам – хотела стать стоматологом, как мама. Но на третьем курсе мединститута, родив своего ребёнка, решила – ни одна женщина больше не будет рыдать от боли во время родов. Акушером-гинекологом работает вот уже 25 лет: через её руки прошли тысячи рожениц и детей. Главным в профессии считает не только принять роды, но и выслушать, и стакан воды подать, если надо, поддержать. Забота, говорит, на первом месте. Иногда доброе слово обезболит лучше всякого анестетика. Поэтому и знает всех мам в отделении поимённо, а их новорождённых холит и лелеет, как своих.
Светлана Нагибович, заместитель директора по акушерству и гинекологии РНПЦ «Мать и дитя»: «Если подсчитать, что в году 365 дней, а дежурств было, когда я ещё дежурила, по 10-11 дежурств, то это да – около 6000 деток прошли через твою голову, через сердце, через руки».
Принять правильное решение, особенно когда это касается сложных родов, для акушера-гинеколога – задача номер один. Младенческая смертность – среди главных показателей «уровня жизни» населения и основной при оценке развития медицины – в Беларуси снижается каждый год. Если перевести эту цифру в понятную всем категорию: то из 1000 новорождённых не выживают лишь три малыша. Показатель – такой же, как у Мальты, Нидерландов, Швейцарии. Если не в цифрах, а в реальных историях – девочка Оля выросла из шестисотграммовой крохи.
В 2016-м, впервые с 1992 года в стране рождаемость превысила смертность. К тому же, ожидаемая продолжительность жизни: белорусов, рождённых в 2016-2017 годах – почти 80 лет. Для сравнения, в России – чуть больше 70 лет и пяти месяцев, в Украине – чуть больше 71 года. Впереди в мировых рейтингах и белорусские онкологи – это гордость нашей медицины. Одна из недавних уникальных операций – удаление опухоли головного мозга 27-летнему пациенту. Причём в сознании! Почти семь часов для того, чтобы сохранить речь – и всё завершилось удачно.
Трансплантология – вообще своеобразный белорусский бренд, страна по количеству пересадок – первая в СНГ. С момента открытия центра в 2010-м провели уже 2,5 тысячи трансплантаций. Это если считать спасённые жизни. А если спасённые семьи – можно умножать на десять. По количеству операций наша страна в пять раз опережает Россию и Казахстан, Украину – в 20. А по уровню развития донорства Беларусь вошла в десятку мировых лидеров, оставляя позади Германию, Великобританию и Японию. Кстати, японские трансплантологи приезжали в Минск за опытом.
Но даже при самой качественной и доступной медицине нередки случаи, когда белорусам требуется финансовая поддержка государства. Только в прошлом году почти 300 тысяч белорусов получили адресную социальную помощь – более, чем на 35 млн долларов. Сейчас на адресные субсидии государство готово перейти и при поддержке в строительстве жилья. И пусть время массовых льготных кредитов ушло, это не значит, что белорусы не могут рассчитывать на вполне доступные проценты.
Александр Горваль, начальник управления жилищной политики: «Сейчас каждый человек будет получать свой размер субсидии, и он будет компенсировать то обслуживание кредита коммерческого, на который человек будет оформлять договор. Это такое новое важное направление в нашей работе. По стоимости жилья 16-й год мы закончили со стоимостью 1 кв м 765 рублей за 1 кв м, я говорю о жилье, которое строилось с господдержкой. Прогноз на 17-й год мы выстраиваем 850 рублей за квадратный метр».
Решение этой недели: на кредитование строительства жилья для нуждающихся правительство дополнительно выделит Br50 млн рублей. Реально нуждающихся будущих обладателей льготных квартир определят исполкомы. А непосредственно кредиты будет выдавать «Беларусбанк» со «скидкой» в половину ставки рефинансирования. Если на сегодня ставка 15% годовых, то кредитная ставка может составить 7,5%. Br50 млн рублей, по расчётам, должно хватить на 75 тысяч квадратных метров – то есть, примерно, десять стоквартирных домов. Их государственные застройщики готовят к сдаче уже в нынешнем году.
Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Это не окончательные объёмы жилья, которое будет вводиться в этом году. Мы готовим ещё проект указа Главы государства. Мы предложим ещё один механизм. Не банк, а гражданин будет получать деньги, которые будут удешевлять строительство для конкретной семьи».
Только за два месяца 2017 года в Беларуси построены и введены в эксплуатацию почти 643 квадратных метра нового жилья. Это значит, у 7,5 тысяч семей появилось собственная квартира.
При этом специалисты постоянно разрабатывают новые варианты строительства жилья, что называется, «по карману». 260 долларов с господдержкой за квадратный метр – предложение пока уникальное и только для двух гомельских домов. Это нижний порог по Беларуси – результат модернизации заводов в области. Как заработать на новое жильё? О зарплатах в среднем «по 500» в Беларуси знает каждый. Специалисты считают величину вполне реальной.
Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белорусского государственного университета: «Если мы повысим производительность труда. Но народ должен понимать. Если повышается производительность, а объёмы работы не увеличиваются, то появляются лишние работники. Их будут сокращать. В связи с принятыми мерами по развитию бизнеса, с уменьшением числа проверок будет больше рабочих мест в частном секторе. С учётом, что часть людей уйдёт из бюджетного сектора в частный, это трудно, но возможно сделать. К концу года».
Рост производительности – это не только организация труда, но и более высокая квалификация. Речь о белорусском образовании. О его качестве знают далеко за рубежом. Как подтверждение – в наших университетах учатся студенты практически из ста стран мира. За хорошие знания платят валютой. Между тем, приоритет, конечно «своим». Сегодня каждое второе место в вузе – бюджетное. Звучит, вроде бы обыденно, но за этим серьёзные государственные затраты. Есть результат: по мировому рейтингу, который ведут в Великобритании, БГУ, например, входит в 2% лучших университетов Европы.
Алексей Толстик, проректор по учебной работе Белорусского государственного университета: «Наших выпускников можно встретить в любой стране мира. Нет проблем нашим выпускникам поступить в любую аспирантуру за рубежом. С другой стороны, мы не очень это приветствуем. Хотим, чтобы умные ребята оставались у нас. Отзывы зарубежных специалистов о наших выпускниках высокие».
И поводы, по которым белорусов сегодня вспоминают в разных странах, появляются буквально каждый год. С тех пор, как в 2014-м в Минске прошёл чемпионат мира по хоккею и началась подготовка ко вторым Европейским играм, о нас всё чаще говорят, как о спортивной нации.
К профессиональному спорту приходят через массовый. Востребованная инфраструктура: отремонтированные и новые стадионы, катки, бассейны – это надёжная альтернатива болезням и нетрудоспособности. А значит, государство продолжит вкладывать в здоровье населения.
Александр Шамко, министр спорта: «80 спортивных мероприятий в текущем году различного международного уровня – от матчевых встреч до чемпионатов мира, которые пройдут в текущем году. Нельзя сказать о той поддержке государства в части безвизового режима. По стране в прошлом году было введено более 10 спортивных объектов районного уровня, что в сельской местности делает доступнее спорт в регионах – не только столица славится крупными объектами, но и наши региональные центры».
Эксперты считают белорусскую социальную модель развития удачной на постсоветском пространстве. Государству за годы независимости удалось избежать резкого деления общества по социальному статусу.
Всеволод Шимов, доцент кафедры политологии БГУ: «В целом если брать на фоне в первую очередь других постсоветских республик, в Беларуси удаётся поддерживать достаточно высокий уровень социального равенства. У нас не произошло того колоссального социального расслоения, которое имеет место в других республиках. У нас не возник мощный слой, с одной стороны, крупных капиталистов, которые диктуют обществу условия, как политические, так и экономические, так и не возник ещё более масштабный слой сверхбедных».
Проблемы, конечно, остаются. О них знают в правительстве, обсуждают в семьях. Хотелось бы и увеличения пособий, пенсий посолиднее и чтобы в поликлинике без очереди, и чтобы работа – только высокооплачиваемая. Но эффективная экономика – условие не единственное. Да, нужны новые технологии, наращивание экспорта… Но нужна и разворотливость местных властей.
Наталья Кочанова, глава Администрации Президента Беларуси: «Меня никто не переубедит, а мне сегодня, может быть, и проще об этом говорить, потому что, вы знаете, я совсем недавно работала точно так руководителем, и я знаю, что если ответственно относиться к своему делу, то все задачи по плечу там, на местах, у тех людей, которые сегодня руководят городами и районами».
Семья Демченко как раз из списка благодарных за социальную медицину. Шесть лет назад во время беременности, когда маме сообщили, что внутриутробно малышка остановилась на 600 граммах и больше не растёт, ответ на вопрос «почему?» не знал никто. Тогда врачи и приняли рискованное решение «подтянуть до нужного веса» девочку прямо в утробе матери. За пять недель специального ухода – постоянные капельницы, УЗИ, витамины – прибавились ещё 300 граммов. Тем не менее, Оле прогнозировали и ДЦП, и отклонения в развитии – на шестом месяце родить здорового ребёнка практически невозможно. И вот оно чудо: сегодня девочка – первоклассница, отличница, хорошо плавает, учит французский и мечтает завести свой зоомагазин.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram