Собрать и не смешивать: почему технология раздельного сбора мусора прижилась не во всех регионах?

Технология раздельного сбора мусора по-разному приживается в регионах. Коммунальщики утверждают: выгоднее по отдельности. Но как стимулировать у жильцов ответственный подход к этому вопросу? И где проходит грань между упущенной выгодой и оправданными инвестициями?

Технология раздельного сбора мусора по-разному приживается в регионах. Коммунальщики утверждают: выгоднее по отдельности. Но как стимулировать у жильцов ответственный подход к этому вопросу? И где проходит грань между упущенной выгодой и оправданными инвестициями? Наши корреспонденты попытались проанализировать ситуацию.

Жёлтый – для пластика, зелёный – для стекла. Первые контейнеры для раздельного сбора мусора в Орше появились три года назад. Сегодня по всему городу их более четырёхсот. Бутылки и бумага, минуя полигон, сразу попадают на сортировочную линию.   

Работу, которую раньше делали вручную, теперь выполняет техника. Но вот только шум от работающей линии здесь раздаётся не всегда. По заверению контролёров, за первый год линия была загружена сырьём только на 1%.

Олег Хлопченко, директор предприятия «Оршанская спецавтобаза»: «Говорить, насколько это прибыльно, пока рано: оборудование стоит дорого, цена вторичных ресурсов на рынке невысока… Но, увеличивая интенсивность сбора, повышая количество собираемых вторичных ресурсов, мы надеемся в 2016-2018 гг. выйти на рентабельность».

Правда, пока растут горы мусора, причём отходы перебирают прямо на полигоне. Чтобы пластик и бумагу опять привезти в город на сортировку – лишние расходы.

Брали пример с других крупных городов, – уверяют в Орше. Но привычка разделять стекло, бумагу и пластик у жителей многоэтажек не прижилась. До района инициатива и вовсе не доехала, точнее, автомобиль, купленный специально для сбора мусора у сельчан.

Наталья Гринцевич, директор государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов»: «Мусор для этой линии, которая расположена в охранной зоне, должен быть собран раздельно. Это обязательное требование. Сейчас линия загружена на четверть».

Линия по сортировке отходов в Орше могла бы работать лучше, – заверяют чиновники, курирующие это коммунальное направление.

Ирина Улитёнок, председатель Оршанского межрайонного Комитета госконтроля: «Как определил Комитет госконтроля, предприятие могло ежегодно получать доход в виде выручки за сданный мусор от 3 до 4 млрд рублей, кроме того, ещё могло получать компенсацию от оператора вторичных материальных ресурсов, это около 7 млрд рублей».

Совсем другая картина в Бресте, там уже давно научились превращать мусор в деньги. Сегодня городской мусороперерабатывающий завод загружен почти на 80% от своей максимальной мощности. А качество сортировки отходов такое высокое, что нашим «мусором» интересуются даже иностранные перерабатывающие компании.

Наталья Трифонова, начальник отдела экологии и внешних связей Брестского мусороперерабатывающего завода: «За прошлый год на наше предприятие поступило 77 700 тонн отходов. Эти отходы были собраны со всей территории города Бреста. Сегодня можно сказать, что у нас стопроцентный охват территории».

За шесть лет в городе создали целую культуру. О пользе сортировки говорят в школах и органаизацих, а для наглядности на завод даже водят экскурсии. В результате такой рекламной кампании брестчане стали внимательнее относится к тому, что попадает в их корзину, и не лениться раскладывать мусор по разным ящикам. Как итог – на завод приезжают чистая бумага, полиэтилен и пластик. А значит, их можно выгоднее продать.

За прибыль тут покупают новые контейнеры и расставляяют по городу. Кроме того, в этом году в области достроят три полигона и с возможностью переработки мусора на месте. В Беларуси сбором и переработкой отходов занимаются как государство, так и частные компании. Их доли на рынке равны. От инвесторов требуют повышения уровня переработки отходов. Например, в Германии и Швейцарии она превышает 90%.

Срок эксплуатации полигонов в Беларуси более 30 лет. После этого территорию рекультивируют. И начинают добывать биогаз – метан. При сжигании метана получают электричество. Рентабельность более 50%. В перспективе такой завод должен появиться и в Минске, где ежегодно вывозится столько бытовых отходов, как с двух областей. Тариф на этот вид услуги в этом году пока не повышался, впрочем, уже несколько лет платёж за вывоз мусора в жировках минчан покрывает 100% затрат на услугу. В среднем семье из трёх человек жить в чистоте обходится Br30-40 тысяч в месяц. Сейчас в министерстве ЖКХ прорабатываются дифференцированные тарифы в зависимости от того, пользуются ли жильцы мусоропроводом или согласны собирать мусор раздельно.

Подписывайтесь на нас в Telegram