Сможет ли Европа обрести «газовую свободу» и чем обернется отказ платить за ценный ресурс в рублях?

Сможет ли Европа обрести «газовую свободу» и чем обернется отказ платить за ценный ресурс в рублях?

Сейчас, конечно, не зима, и можно быть принципиальными. Но Европе сегодня надо думать, как обеспечивать себя энергией. Принцип прост: плати рублями или одевайся теплее и ставь на паузу работу промышленности. США, в общем, готовы подсобить сжиженным газом – но это будет не бесплатно и явно дороже. Ведь главная цель Вашингтона – будь то поставки оружия или сырья – дать возможность заработать собственным корпорациям. Ну а такие благородные призывы, как помощь, единство, солидарность, – все это составляющие красивой витрины.


Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. После заявления из Кремля о переходе в оплате за энергоносители, в частности за газ, на российские рубли – европейские страны начали проходить все стадии принятия неизбежного. Кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Но осознавая: не будет рублей – не будет тепла, энергии и в целом промышленности. Ближе всего к финалу известной психологической модели, спроецированной на экономику, – Венгрия, Австрия, Словакия, Молдова, торгуется Франция. Но большинство стран Евросоюза публично пока все-таки в стадии отрицания.

Сергей Пикин, директор фонда энергетического развития: «Это, скорее из области, "Баба-Яга против". Потому что они с недоверием смотрят на любые предложения, потому что, если Россия делает предложения, значит, это выгодно. А то, что выгодно России, априори не выгодно Западу. Ровно в этой логике. Где-то подвох. Это просто замена реквизитов с тем, чтобы мы контролировали средства. Если, конечно, у них были намерения эти средства забрать, то, наверное, есть, о чем беспокоиться».

А накладывать лапу на российские деньги Запад уже научился. Через санкционную политику заморожено порядка 300 млрд долларов золотовалютного резерва, запрещены любые операции с главным финансовым регулятором – Центробанком. Новая схема оплаты за газ сводит такие рестрикции к нулю. Именно ЦБ будет пересчитывать европейские деньги за голубое топливо. И все западные евро и доллары складывать в бюджетную кубышку. А с начала специальной военной операции за импорт энергоносителей только Евросоюз заплатил России 35 млрд евро.

А ради чего тогда страдать? Уже задаются вопросом в Евросоюзе. Рекордная инфляция, дефицит, сокращение производства и перспективная безработица. Собственные граждане, выходя на митинги протеста, подают европейским политикам недвусмысленный сигнал: Россия – это не менее 35% от всего газового рынка Европы. Страна – основной поставщик энергии для Австрии, Италии, Венгрии, Польши и Германии.

Именно Берлин, понимая катастрофические последствия газового эмбарго для собственной экономики, всячески старается доставать газ из санкционных пакетов. На немцев, кстати, больше всего давит Украина. Гневные заявления киевских чиновников, провокации, подобные Буче, потом – перфомансы у Рейхстага. Все, для того чтобы вынудить Германию на роль сакральной газовой жертвы. Метания немецких чиновников экспертам понятны.

Александр Лосев, экономист, эксперт фондового рынка: «Давайте вспомним историю Германии. В 1933 году немецкий бизнес прогнулся под политиков, через 12 лет закончилось все очень плохо. Просто катастрофически для немецкого бизнеса. Вот сейчас, если немецкий бизнес прогнется под политиков, я думаю, что на развалинах Рейхстага мы что-то напишем».

Разрушат Рейхстаг, конечно, сами немцы. Но здесь был газ – напишут русские. Bloomberg со ссылкой на крупнейшие промышленные союзы Германии пишет о том, что значительная часть немецких предприятий, в особенности сталелитейные, химические и бумажные заводы, закроются в течение нескольких недель без российских энергоносителей. Попрощаться можно будет с производством удобрений, автомобилестроением, металлургией. Пока людям рассказывают, как мстить Путину…

В жесткой стадии отрицания, касаемо газа и оплаты за него в рублях те, кого в самом Евросоюзе называют «задворками». Первой отказалась платить по новым счетам Прибалтика и поступления газа прекратила – температура на улице поднялась, а серьезной промышленности там и так давно нет. Латвия, правда, потом передумала. Да и вообще, первый в Европе отказ от российского газа оказался имитацией. Газ из трубы они заменили контейнерным СПГ, который дороже, от трейдеров, которые, вуаля, закупают его в России. Жесткая позиция у Польши – ни рубля за газ.

Владимир Григорьев, кандидат экономических наук, финансовый эксперт: «Поляки пока наотрез отказываются платить за российский газ рублями. Я, кстати, думаю, что они, в силу известного отношения к России, могут действительно проявить принципиальность, хотя и себе во вред. Понимаете, долгосрочный контракт с "Газпромом" у Польши заканчивается в конце этого года. Вы понимаете, что мы тоже можем этот контракт не продлить, и это тоже возможно. Тогда у них останется единственная возможность закупать этот газ у немцев, цена буде выше. А для Прибалтики, потому что Польша будет вторичным продавцом, – будет еще выше».

Понятно, что цена этой «обретенной газовой свободы» будет очень высокой. За дивидендами – очередь. Первые, ожидаемо, американцы. Они навязывают Европе свой сжиженный природный газ. Правда, Вашингтон не уточнил, откуда будет брать этот газ. Совсем не исключено, что в той же России. Других свободных и недорогих ниш нет.

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов: «Они говорят, первое, мы готовы вам поставлять эти 15 млрд кубометров, которые теоретически можно перенаправить в рамках системы контрактов на европейский рынок, а не в Азию, где нет жестких контрактных условий, но при условии, что цены на газ будут выше, чем в азиатском регионе. Тогда это американскому бизнесу будет выгоднее».

Пока европейцы думают, как замерзнуть назло Москве, на полный расчет в рубли за энергоносители Россия перешла с Беларусью. Согласно новому соглашению, условия для белорусской стороны станут более выгодными, т.е. ценовая нагрузка на потребителей снизится.

Георгий Гриц, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности: «Конкурентное преимущество по цене, а мы говорим, что оно кратно или даже более, чем кратно, – стабильность, т.е. мы с Россией подписываем годовые контракты. А в данном случае с учетом дорожных программ Союзного государства речь идет уже о пятилетних прогнозированиях. Я думаю, что условия для потребителей, включая юрлиц Союзного государства, крайне конкурентоспособны по отношению к другим регионам».

Если Европу все-таки продавят, Россия имеет план «Б»: будут строить новый трубопровод в Китай, увеличат процент экспорта по морю, ну, и главное, оставят газ внутри страны. Премьер Мишустин на отчете в Государственной Думе заявил: сотни тысяч семей обеспечат чистой энергией. Программа газификации регионов, вне зависимости от заказов иностранных партнеров, будет набирать обороты.

Пока газ все-таки остается в зоне интересов и у большинства стран Европы, поэтому платить за него рублями, т.е. принять ситуацию, западным партнерам все-таки придется. Москва уже предупредила: поставлять топливо бесплатно точно не будет.

Нефтедоллары должны окончательно превратиться в газорубли до конца апреля. По некоторым контрактам платежи за текущий период начинаются во второй половине месяца, по другим – в двадцатых числах. Тексты контрактов «Газпрома» с контрагентами, как правило, не раскрываются. Вероятно, условия в них могут варьироваться. Но то, что Россия в одностороннем порядке меняет схемы оплаты за энергоносители, – это уже факт, который нравится не всем.

Москве грозят расторжением контрактов и судами. Но ей в последнее время грозят так много и многим, что здесь, похоже уже перестали бояться. Чем крепче нервы, говорят сейчас, тем крепче рубль.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
ЕС Россия