«Следы карательных операций до сих пор видны». Эксперт о необратимых последствиях Великой Отечественной войны для Беларуси

Александра Кузнецова-Тимонова – в проекте ONT.by «Лицом к лицу»

«Следы карательных операций до сих пор видны». Эксперт о необратимых последствиях Великой Отечественной войны для Беларуси

Какие последствия нацистской оккупации во время Великой Отечественной войны понес белорусский народ? Какой урон нанесен Беларуси? На эти вопросы в новом выпуске проекта ONT.by «Лицом к лицу» ответила ведущий научный сотрудник Центра военной истории Беларуси, кандидат исторических наук, доцент Александра Кузнецова-Тимонова.


Александра Кузнецова-Тимонова: «Последствия оккупации на сегодняшний день мы можем наблюдать, если посмотрим на карту Беларуси. Как утверждают наши демографы, следы карательных операций до сих пор видны, если смотреть на конкретно отдельную популяцию районов населения. Мы знаем, что Витебская область была выжжена практически до тла, к сожалению, это самый, наверное, пострадавший регион, поскольку там происходили серьезные карательные операции. “Зимнее волшебство”, наверное, одна из самых страшных, известная история с участием латышских полицейских карательных батальонов. И много-много других подобных операций. Соответственно, по многим районам, как мы находим после войны, сведения о том, что осталось 40 человек, уцелело 22 дома на весь район. Впоследствии до конца так они и не восстановились. Многие деревни, которые восстановились после войны, но были признаны неперспективными, подлежали отселению из-за того, что большая часть населения была убита, и попытка возродить этот населенный пункт ничем хорошим не увенчалась. Это первое». 

Доцент обратила внимание также на то, что в половозрастной структуре населения Беларуси произошли необратимые изменения после Великой Отечественной войны.

Александра Кузнецова-Тимонова: «Очень страшные изменения у нас произошли в половозрастной структуре. То есть огромное количество убитых мужчин, это очень сильно подрезанный генофонд, поскольку убивали и женщин, и детей. Если сравнивать положение Республики Беларусь, БССР даже в частности, с другими ближайшими оккупированными территориями, то нам еще очень сильно повезло. Потому что за счет того, что в условиях Советского Союза Беларусь стала сборочным цехом, здесь сосредотачивались серьезные наукоемкие производства, соответственно, из других регионов Советского Союза на работу сюда приехали люди и остались. Это уже послевоенное время». 

Кроме того, она указала и на демографические изменения, произошедшие в нашей стране из-за последствий войны, а также на национальный состав городского населения.

Александра Кузнецова-Тимонова: «Что касается памяти. Вот самое, наверное, серьезное, почему всегда говорили – лишь бы не было войны. Мы слишком хорошо понимаем, что победа – это, конечно, прекрасно, это наше достижение, память о заслугах наших предков. Но насколько страшно переживать войну, оккупацию мирным неподготовленным людям. Это, наверное, просто въелось в генетический код. Определенные поведенческие моменты тут тоже присутствуют. Что касается демографии, наше население могло бы составлять сейчас 17 млн человек, если бы не Великая Отечественная война и если бы не 90-е годы. Необратимо изменился национальный состав городского населения. Думаю, что не скажу ничего нового. У нас очень большой процент был еврейского населения в городах, особенно в Западной Беларуси, в крупных городах. И напомню, что до 39-го года у нас было четыре государственных языка».

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Беларусь