Сладкая революция «Коммунарки»

445

Помните историю об английском садовнике и новом русском? «А почему у вас такая ровная газонная трава?» И ответ садовника: «Вероятно, потому, что мы её 200 лет стрижём». Оглядываясь не на 200, а всего лишь на 25 лет назад и стараясь проследить этапы становления частного бизнеса на пространстве бывшего СССР, мы отмечаем острый недостаток двух составляющих – культуры и традиций.

Если их нет, то трудно строить планы на хоть сколь-нибудь отдалённое будущее. Короткая историческая память и трудный личный опыт порождают у людей категорический императив – схватить и убежать. Чем больше и чем скорее, тем лучше. Конечно, есть приятные исключения. Но правило пока именно таково. Мы боимся играть вдолгую. Мы не умеем работать на перспективу.

Со временем ситуация изменится, и большинство наших бизнесменов откорректируют свою систему приоритетов. Но что нам делать, пока этого не случилось? Как, скажите, развивать страну и крупные производства в ближайшие лет примерно 100? На самом деле ответ на этот вопрос уже известен, и его готов изложить корреспондент ОНТ Александр Злобин. А в качестве примера он приведёт непростую судьбу столичного кондитерского предприятия «Коммунарка».

«Пятилетку за три года». Популярный советский девиз оказался весьма актуальным для «Коммунарки» и в нынешних рыночных условиях. С 2012 года фабрика запустила четыре современные линии по производству сладостей. И дело не в спущенных сверху показателях – обновляться заставила конкуренция. Теперь кондитеры могут выпускать не просто шоколад (горький или молочный), а шоколад с натуральными добавками. Разнообразие придают фундук, арахис, изюм, желе, печенье, соль и даже перец. Это ответ критикам, которые ещё недавно обвиняли фабрику в консерватизме.

Сегодня большинство акций фабрики принадлежит Мингорисполкому. Но четыре года назад ситуация была другой. Крупным пакетом ценных бумаг «Спартака» и «Коммунарки» владел бизнесмен из США, который определял политику развития предприятий. Белорусские кондитерские флагманы были вынуждены закупать втридорога сырьё у посредников, а продукцию реализовывали через компании, которые тому же предпринимателю и принадлежали. Именно они владели торговыми брендами и снимали сливки с продаж. Развивать производство никто особенно не стремился. В итоге износ оборудования на «Коммунарке» достиг 70%. Именно это – пример консерватизма, да ещё на фоне активного украинского и российского импорта.

В такой ситуации Александр Лукашенко принял радикальное решение – вернуть значимые для страны предприятия под государственный контроль, направить в директорское кресло руководителя концерна. И сегодня кондитеры эффективно укрепляют пошатнувшиеся позиции на внутреннем рынке, находят партнёров за рубежом.

После ознакомления с работой цехов Президент больше часа общался с трудовым коллективом, разъяснял мотивацию тех или иных решений. Самая обсуждаемая тема в обществе – увеличение пенсионного возраста. Свою позицию Александр Лукашенко изложил: пенсионную планку придётся поднимать, но делать это необходимо аккуратно и постепенно.

В тот же день в Министерстве труда и социальной защиты была проведена горячая линия. На вопросы звонивших отвечала министр – Марианна Щёткина, которая уверила: большинство обратившихся поддержали введение пенсионного возраста с 58 лет для женщин и с 63 – для мужчин.

Увеличение пенсионного возраста напрямую связано с наличием рабочих мест. Поэтому правительство уже приступило к реализации поручений Президента, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности экономики.

Уровень зарплат и цен. Судя по социологическим опросам, эта связка больше всего волнует общество. И здесь, как заверил Президент, государство сохранит контроль.

На память о встрече кондитеры преподнесли Президенту шоколадные подарки – картину и клюшку, которые Александр Лукашенко пообещал передать ветеранам.

Пример минской «Коммунарки» во многом показателен. Это и образец того, как за короткий период можно обновить производство и вывести предприятие на передовые позиции. И сигнал частным инвесторам: зарабатывая на сладкую личную жизнь, нельзя забывать об интересах предприятия и трудового коллектива, которые этот доход обеспечивают. И наконец пример того, что государственный менеджмент порой может быть эффективнее частного.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента