Белорусский скульптор коллекционирует раритетные автомобили

Первый советский джип «Иван Виллис», немецкий «Адлер», легендарный «Чёрный ворон». Любой из этих авто – всегда почётный гость на съёмочной площадке. Вторую жизнь раритетной технике даёт белорусский скульптор. В частной коллекции – более 30 моделей автобус
Белорусский скульптор коллекционирует раритетные автомобили

Первый советский джип «Иван Виллис», немецкий «Адлер», легендарный «Чёрный ворон». Любой из этих авто – всегда почётный гость на съёмочной площадке. Вторую жизнь раритетной технике даёт белорусский скульптор. В частной коллекции – более 30 моделей автобусов, мотоциклов, легковушек и грузовиков.

Шик и мечта советских граждан. В 1970-е дефицитную «Чезету» продавали только в валютной «Берёзке», и многие хранили двухколёсное чудо прямо в квартире. Скульптору и коллекционеру раритетной техники Даниле Цитовичу скутер достался по случаю. Впрочем, как и практически вся коллекция. Особенно дорог первый экземпляр.

Данила Цитович, коллекционер: «Первый советский джип, с него и началась вся коллекция. Я нашёл её в Минской области у одного инженера. Года 3-4 упрашивал продать – не соглашался».

Но «Виллис Иван», который ещё войну повидал, Данила всё-таки выменял. Взамен отдал «Жигули»-«копейку».

В коллекции Данилы – более 30 раритетов. Первые советские автобусы с деревянными буковыми полами, скромный горбатый «Запорожец», трёхтонка – она же знаменитый «ЗиС-5», а рядом холодным металлом блестит легендарный «Чёрный ворон».

Данила Цитович, коллекционер: «Машина простояла на даче в гараже 8 лет. Когда я открыл гараж, не поверил: слой пыли и колёса вросли в землю».

Половина машин – немецкие. На грузовике «Опель Блитц» – номера вермахта и защита на фарах, чтобы авиация не видела света. А на этом «Адлере» ездил командный состав. Его нашли под Заславлем в ужасном состоянии. На реставрацию ушло 4 года. Сегодня авто не простаивает – как и вся коллекция, регулярно участвует в киносъёмках. «Днепровский рубеж», «Последний бронепоезд», «СМЕРШ», «Следы апостолов» – ретротехника постоянно в кадре. На съёмках почти не ломается, а вот поклонники хлопот доставляют.

Данила Цитович, коллекционер: «80% людей смотрят, им интересно, на лице радость. Всем хочется потрогать, сфотографироваться прямо на капоте. В городе стараюсь машины без присмотра не оставлять».

Вопросы о стоимости машин – табу. Продавать их коллекционер не намерен. И постоянно пополняет усадьбу новыми старыми экземплярами.

70 лет назад автомобиль был действительно не средством передвижения, а роскошью. Поэтому конструкторы особо и не задумывались об удобстве пассажиров и водителя. Чтобы втиснуться в один из первых «Москвичей», созданных по прообразу «Опеля», нужно приложить немало усилий. Но даже в таких стеснённых условиях люди чувствовали себя королями – на покупку копили целыми десятилетиями.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович