Пошел уже второй месяц жизни в новых условиях. И этот режим паузы России стоит очень дорого. Эксперты не успевают считать: каждый день, проведенный в самоизоляции, обходится стране почти в полтора миллиарда долларов. И это только то, что на поверхности. Настоящий ущерб будет подсчитан не раньше осени, когда, при благоприятном развитии событий, подобьют свои кошельки малый и средний бизнес.
Когда многие из тех, кто ушел в режим «четырех стен», поймут, что возвращаться уже некуда. Меры по сдерживанию коронавируса стали благодатной почвой для грядущего экономического кризиса, который накроет всех: и тех, кто послушно соблюдал рекомендации медиков, и власти, и тех, кто был вынужден нарушать и вопреки всему работать. И первые звонки уже все настойчивее.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации: «У значительной части людей деньги уже закончились или заканчиваются. Ни о какой поддержке людей речи не идет. Те люди, которые верили властям, могли зайти на сайт службы занятости и убедиться, что он "висит". Те, кто более настойчивый, прозвонились и убедились, что 19.500 рублей доступны крайне ограниченному числу людей. Все строго по Ленину: формально правильно, а по сути – издевательство».
19.500 рублей (порядка $270) — это единственные реальные деньги «на руки», которые обещаны людям. Это пособие по безработице, которое положено тем, кто лишился трудового места после 1 марта. Таких, по предварительным подсчетам, в России может оказаться до 9 миллионов человек. Те, кто добровольно в вынужденном простое, живет на свои сбережения, а предпринимателей обязали из своего же кармана платить наемным работникам зарплату. Дешевле сейчас просто заявить о банкротстве. Уже подтвердили, что не откроются после снятия ограничительных мер три миллиона предприятий. Не меньше – у крайней черты.
Борис Титов, уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей: «Большинство малого и среднего бизнеса на грани выживания. Поэтому мы сегодня и каждый день ведем постоянные стримы, встречи с предпринимателями. Вчера, например, с торговыми центрами встречались. Они вообще все закрыты, не знают, что делать. Это прямо сложнейшая ситуация. И мы постепенно со всеми отрабатываем какие-то темы, пишем письма Президенту».
Пишите, и вам ответят. Именно на это надеется бизнес, атакуя сейчас единственный доступный способ коммуникации – интернет. Онлайн-митинги, «разговорчики» в приложении «Яндекс. Навигатор» с требованием отменить самоизоляцию или просто накормить детей. Все большее количество людей не понимают, ради чего они обязаны сидеть дома. Судя по текстам таких обращений, люди и в заботе о собственном здоровье уже готовы брать ответственность на себя.
Все чаще запрос на социальную справедливость в ответ на запрет выходить из дома демонстрируют и на улицах российских регионов. Митинги против ограничений прокатились по Владикавказу, Ростову-на Дону, Красноярску, Керчи. Полиция всех отправляет по квартирам. Но в бизнес-среде говорят: уже к лету страну может накрыть волна голодных бунтов. И там будут не только россияне.
В тисках коронавирусных ограничений оказалась армия мигрантов. Вирус поставил их на грань выживания. Многим уже сейчас просто нечего есть. Домой они вернуться не могут, но и работы для них нет. По всей России шквал преступлений, когда добычей становятся обычные продукты. Сколько приезжих оказались в заложниках самоизоляции – подсчитать можно только приблизительно.
Пока поддержка российской экономики анонсирована в виде отдельных пакетов мер. Одобрена, например, банковская помощь предприятиям малого и среднего бизнеса. Но по факту господдержку не смогла получить и половина тех, кто обратился за деньгами. Им просто отказывают. Не работают ни кредитные, ни арендные каникулы. Зато появился список предприятий, которым государство окажет прямую помощь на фоне пандемии. Выиграют, как оказалось, сырьевые монополисты, компании с иностранным капиталом и даже офшоры. Среди нуждающихся – также почти все активы российских олигархов. Кроме того, порядка трети вошедших в список компаний – либо с государственным участием, либо являющиеся госпредприятиями. То есть государство, в первую очередь, решило поддержать само себя. Другим – денег нет, но вы держитесь.
Андрей Ковалев, бизнесмен: «Я не могу понять, почему власть заняла позицию страуса, который спрятал свою голову в песок. Видно, что делают другие страны. Совершенно понятно, что сейчас какими-то копейками не отделаешься. Нужно тратить десятки триллионов. Считаю, что минимальная сумма, которая позволит выжить бизнесу и сохранить хотя бы 80%, – 15 триллионов. Обещают выделить миллион. На самом деле пока не потратили ни копейки».
Жесткие карантинные меры «отзеркаливают» и по экономике всех стран СНГ. Из-за режимов ЧП в Армении и Кыргызстане переносят посевную. Из-за этого растут цены на продукты. Особенно пандемия ударила по мелким фермерам, например в Молдове. Коронавирус и дешевая нефть подкосили благосостояние Казахстана. По оценкам ЕЭК, страну ожидает снижение объемов торговли более чем на 30%, Армения потеряет 22%, Кыргызстан – 8%. В итоге – падение доходов большинства работающего населения, безработица и минимальный потребительский спрос. Пострадают даже те компании, которые работали во время карантинных мер. Безусловно, не замечать таких тяжелых последствий ограничительных мер не могут нигде. И, по всей видимости, намерены все-таки их снимать. Чтобы коронавирус, чью победу над системами здравоохранения удалось упредить, не одержал эту победу над здравым смыслом.
Подписывайтесь на нас в Telegram