Таким политическим Душанбе ещё не был. Прилёты первых бортов. Кортежи представительских машин. Известные политики. Эмомали Рахмон может смело поставить своим подчинённым, да и себе, «зачёт» за организацию столь важных политических форумов. И не только.
Сентябрь в Таджикистане очень богат на исторические события. 9 сентября республика отметила тридцатилетие своей независимости. Приняла два важных континентальных события – саммит стран, входящих в Договор о коллективной безопасности, и 20-летие Шанхайской организации сотрудничества. А ещё особое внимание нашей стране. Причём тоже в сентябре дипломатическим отношениям Беларуси и Таджикистана исполнилось ровно 25 лет.
Александр Лукашенко прилетает одним из первых и уже спустя час встречается с Рахмоном. Они долго обсуждают сразу несколько тем. Некоторые под грифом «секретно», очень важные. И для стран, и для народов. И вот вроде и далеко два государства друг от друга, и ментально они разные, но…
Олег Иванов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Таджикистане: «Старый такой был слоган в советское время: "Далеко наши страны, но близки наши сердца". Я знаю, что за последний год-полтора, если у таджиков был выбор, что покупать: белорусское, китайское или российское, добавим сюда ещё Иран и Индию, то выбор делался в пользу белорусского. Сейчас очень модное слово в международной дипломатии "личная химия". Как раз вот такая "личная химия" между нашими главами государств».
И если с двусторонними отношениями всё более-менее понятно и предсказуемо, то вот что делать с Афганистаном в сфере безопасности – это главный вопрос. Он беспокоит всех. Особенно Рахмона, который не видит в талибах новую власть. Ведь в Афганистане четверть населения – это этнические таджики. Белорусская позиция – более умеренная по отношению к талибам, но обострённая по беженцам. Граница с Россией прозрачна, и поди угадай, кто скрывается за мигрантом: человек, которому действительно помощь нужна, или радикал, способный на теракт.
В кулуарах предсказывали, что Совет коллективной безопасности ОДКБ будет непростым. Ожидания оправдались – он стал самым напряжённым за последние годы. Это прослеживается и по подписанным документам – укрепление получат собственные и коллективные силы. Особое внимание – периметру блока ОДКБ, ведь вокруг сплошь очаги напряжённости. Нагорный Карабах – это возле Армении, учения НАТО – у границы Беларуси и в Украине, зона ДНР и ЛНР – вблизи России, наконец, тот самый Афганистан – полторы тысячи километров с ним граничит Таджикистан. Ответ, зачем укреплять все границы ОДКБ, – в заявлении Александра Лукашенко.
Вопрос настолько серьёзен в глобальном аспекте, что белорусская сторона инициировала по афганской теме проведение совместного заседания стран, входящих и в ШОС, и в ОДКБ. Ситуация позволяла это сделать прямо в Душанбе. И, как говорится, вопрос даже не вопрос. Предложение поддержано абсолютно всеми. Премьер Армении ради этого даже задержался на день.
Но прежде – обсудили, как Шанхайской организации сотрудничества стать сильнее. Больше стран – больше возможностей для экономики, гуманитарного взаимодействия и поддержки друг друга на мировой арене. Тем более, на фоне пандемии, когда ряд глав стран не смогли долететь в Душанбе и присутствовать лично.
Си Цзиньпин, председатель КНР: «Важно активизировать политический диалог, преодолевать сообща вопросы. Нам надо исключить ультимативные нотки, нужно поддерживать друг друга и не допускать вмешательства извне. Собственную судьбу нужно держать в своих руках».
Владимир Путин, президент России: «Надо подумать над тем, как модернизировать и улучшить работу наблюдателей ШОС. На наш взгляд, надо проводить больше работы в формате ШОС+. И ещё – меморандум между ШОС и ЕЭК+ про Китай, "Один пояс, один путь". Формирование общего пространства отвечает интересам всех наших стран».
А ситуация с бегством США из Афганистана просто вынуждает страны ШОС действовать сообща и даже категорично. А как по-другому? Посмотрите на карту. Западные силы заварили небывалую кашу в стране, которая – внимание – граничит со всеми странами, так или иначе имеющими отношения с ШОС! То есть горит в Афганистане – а эта хата не с краю, а внутри. Отсюда и напряжённость.
Помощь, восстановление, отсюда безопасность, а дальше – экономика и торговля. Всё последовательно. И такой интерес у всех, не только у нашей страны.
Олег Иванов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Таджикистане: «Вы знаете, что товарооборот с Афганистаном был в прошлом году был больше, чем товарооборот с Пакистаном в пять раз. В этом году будет примерно такой же… Несмотря на внутренние катаклизмы, гражданскую войну, страна живёт. Причём афганцы всегда умели торговать. Кто бы ни был у власти… Афганистан является перекрестком с севера на юг, с запада на восток».
И вот она, стратегия и тактика на деле. С премьером Пакистана и президентом Ирана, южными соседями Афганистана, Президент встречается здесь же, беседы – из разряда «позиции наши схожи, давайте экономику поднимать выше».
И собеседники только за, так что это достойная перспектива для Беларуси: если Запад закрывает свою дверь, на Востоке и Юге их распахивают. А параллельно министр иностранных дел провёл переговоры со своими коллегами из Индии и Китая. Будут встречи на высоком уровне. А там уже и до официальных визитов дойдёт. Может, поэтому Владимир Макей на саммите ещё раз посмотрел в свой паспорт – хватит ли чистых листов для штампов?
Самые важные решения из саммита ШОС – появится антинаркотический центр, а также два финансовых института, свои банк и фонды развития. А ещё по-новому должно быть организовано транспортно-логистическое сотрудничество. Ответы из Душанбе – зачем Беларуси участие в ОДКБ и ШОС – что называется, на поверхности. Укреплять экономику можно только на фундаменте безопасности – это данность. В одиночку на планете не выжить – это факт. А противостоять угрозам можно лишь вместе – это уже аксиома. Так что ответ сошёлся с правильным.
Подписывайтесь на нас в Telegram