Ситуация с упавшим в Латвии беспилотником показала неспособность властей страны защитить население. Мнение

Отсутствие комментариев со стороны Министерства обороны вызвало в обществе еще большее возмущение

Ситуация с упавшим в Латвии беспилотником показала неспособность властей страны защитить население. Мнение

Инцидент с вошедшим 7 сентября в воздушное пространство Латвии и упавшим вне населенных пунктов недалеко от города Резекне беспилотным летательным аппаратом военного назначения типа «шахед» вызвал в Латвии, а также в соседних странах Балтии весьма широкий общественный резонанс. Тот факт, что беспилотник с боевой частью смог пролететь значительное расстояние над территорией страны и не был уничтожен средствами противовоздушной обороны, спровоцировал резкую критику в отношении реального состояния вооруженных сил Латвии. В обществе остро встал вопрос о способности властей защитить население.

Высшие должностные лица Латвии попытались немедленно отреагировать на ситуацию в информационной плоскости. В частности, Национальными вооруженными силами была созвана пресс-конференция, на которой министр обороны Андрис Спрудс («Прогрессивные») и командующий НВС генерал-лейтенант Леонид Калниньш попытались объяснить обществу, что ситуация, якобы, контролировалась военным ведомством. Согласно заявлениям, они обнаружили БПЛА ночью еще на белорусской стороне, внимательно наблюдали за проникновением чужого летающего объекта и действовали «...согласно процедурам. Процедур много.». На уточняющие вопросы журналистов командующий НВС отказался отвечать, сославшись на то, что «это вопрос процедуры и это чувствительная информация», чем вызвал у общества еще большее возмущение.

В эфире Латвийского телевидения министр обороны Андрис Спрудс заявил, что начато расследование не только по факту падения дрона, но и того, «следовало ли подумать об альтернативах, или же действия военных были адекватными». Оперативно был созван Совет по национальной обороне Латвии, который постановил, что процедуры на случай такой угрозы нужно усовершенствовать.

Министр иностранных дел Байба Браже рассказала в эфире LTV, что МИД ждет реакции Москвы на протест, заявленный Латвией в связи с этим инцидентом. Накануне представителю посольства РФ представили доказательства и визуальные материалы, и ожидается, что эта информация будет передана в Москву. Что касается утверждений представителя посольства, будто Россия не имеет отношения к упавшему беспилотнику, то, по словам министра, «что говорится публично, они решают сами».

Президент Эдгар Ринкевич сделал в соцсетях заявление о том, что вопрос следует решать совместно со странами-партнерами по НАТО. Отвечая на вопрос журналистов, почему не были подняты в воздух истребители, он пояснил, что самолеты находятся под командованием НАТО, и ни командующий НВС, ни другие государственные должностные лица не могут отдавать им прямые приказы. Такой порядок действует с момента вступления Латвии в альянс. Ринкевич заявил, что нужно изменить на уровне НАТО процедуры поднятия в воздух истребителей.

Министр обороны Спрудс 11 сентября встретился с заместителем командующего Верховным командованием объединенных вооруженных сил НАТО в Европе адмиралом сэром Китом Блаунтом и командующим ВВС НАТО генералом Джеймсом Хекером, которые находятся с рабочим визитом в Латвии, и призвал усилить защиту воздушного пространства НАТО и содействовать увеличению присутствия союзников в Латвии как через усиленные меры сдерживания, так и через внедрение моделей активной ротации противовоздушной обороны НАТО, о чем союзники договаривались ранее на саммите альянса в Вашингтоне этим летом.

Попытки властей сгладить шок и беспокойство в обществе пока не приносят результата, поскольку произошедшее событие резко контрастирует с создаваемым до этого в латвийском обществе благостным настроением защищенности «зонтиком» НАТО «с первой минуты нападения и с первого сантиметра территории». 

В целом, то, что на фоне проведения в стране масштабных военных учений НВС не решились или не смогли сбить БПЛА, а также не были подняты в воздух несущие в Латвии боевое дежурство истребители НАТО, запустило в латвийском обществе переоценку общей ситуации в стране, снизило уровень доверия к НВС и власти в целом. В общество пришло осознание того, что защите подлежат только отдельные особые военные объекты, а не сами люди и населенные пункты на территории Латвии. Если этот вопрос не будет как следует «замят» в латвийском обществе в ближайшее время, не исключаем прямых серьезных последствий, в том числе возложение политической ответственности на министра обороны Латвии и его партию «Прогрессивные».

Фото: Pixabay

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Латвия