Польша выдала белорусам на следующий год всего 199 тысяч «дозволов» (разрешений на перевозки грузов), и этого слишком мало.
А это многомиллионные потери для бюджета (ведь государство недополучит налогов от перевозчиков, точную цифру потерь просчитать пока невозможно, но очевидно, что это миллионы евро). Из-за того, что возник дефицит этих польских разрешений, наш Минтранс вынужден был впервые за последние 15 лет ввести распределительный принцип выдачи «дозволов». И вот тут снова проблема. Многим перевозчикам не выдали вообще ни одного разрешения на въезд в Польшу, другим выдали слишком мало для того, чтобы работать и получать прибыль. Недовольных как минимум больше тысячи.
В Минтрансе перевозчикам советуют менять направления для грузоперевозок, на что перевозчики отвечают, мол, это не так просто, ведь рынок давно поделен.
«Дозволом» перевозчики называют разовое разрешение на въезд грузового автомобиля. Его выдает министерство транспорта той страны, куда направляется машина с грузом. Каждый документ имеет уникальный номер. Он гасится при прохождении границы. Один «дозвол» – одна поездка. И повторно воспользоваться разрешением на въезд нельзя. Если только проскочить без отметок или вовсе не заполнять «дозвол». Что практически невозможно и грозит огромным штрафом в несколько тысяч евро.
Андрей Дубовский, водитель: «И вот без этих "дозволов" многие люди окажутся безработными, так как фирмы станут, возить грузы мы не будем, будут возить только польские и иные фирмы. У поляков такой проблемы нет. Когда мы грузимся, то одна машина белорусская, 8-10 польских. Поляки возят, мы стоим, а с нового года ситуация будет критичная, нашей фирме вообще "дозволов" не дали».
Дальнобойщики объединяются в интернет-сообщества, создают группы в социальных сетях и популярных мессенджерах для обсуждения проблемы нехватки «дозволов».
Может ли Беларусь рассчитывать на очередной раунд переговоров? С этим вопросом мы обратились к польской стороне.
Миколай Таубер, глава торгового представительства в Минске польского агентства инвестиций и торговли: «Я думаю, последствия для одной и другой стороны могут быть. Но, как я говорю, что это есть работа чиновников, чтобы сесть за стол переговорить этот вопрос. Но здесь это дело не самого бизнеса, а договоренности между сторонами: кто, кому и сколько передает разрешений на перевозку. Беларусь является воротами на все восточное пространство ЕврАзЭС, а Польша – на европейское пространство и еще через порт Гданьск дальше на скандинавские страны можно выходить».
В БАМАПе (Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков) признают: ситуация сложная. Более того, к концу следующего года будет ещё труднее.
Наталья Высоцкая, заместитель генерального директора Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП): «"Дозволы" могут закончиться уже к концу октября 2020 года. И тогда уже 2 месяца останутся открытыми, и белорусские перевозчики не смогут выполнять перевозки по территории Республики Польша двусторонним сообщением, транзитным. А мы понимаем, что Польша занимает значимое географическое положение, и транзит в другие страны Европы очень важен также для доставки грузов Республики Беларусь как в экспортном, так и в импортном направлении».
Тогда бюджет недополучит миллионы и миллионы евро. Точную цифру назвать не берутся даже в Минтрансе. Единственный выход: сесть за стол переговоров профильным ведомствам Беларуси и Польши. И буквально «выбивать» дополнительную квоту как минимум на 20-30 тысяч разрешений. Сделать это будет непросто. Ведь каждая страна отстаивает интересы национальных перевозчиков. Тем временем в Интернете появились объявления: «Куплю дозвол. Дорого!»
Вслед за спекуляцией с «дозволами» неизбежно начнётся и завышение стоимости самих перевозок. И здесь не нужно быть экономистом, чтобы понять: это, в свою очередь, повлечёт рост цен для обычных граждан. Наши перевозчики уже написали письмо в Администрацию Президента и в Совет Министров с просьбой обратить внимание на проблему.
Весной, скорее всего в апреле, белорусский и польский министры профильных ведомств сядут за стол переговоров, где вновь будут обсуждать эту «больную» тему. Но до весны ещё дожить нужно. Вадим, да и остальные белорусские перевозчики надеются, что решение найдётся раньше. Ведь когда ещё случаться чудесам, как ни под Новый год.
Подписывайтесь на нас в Telegram