Ситуация на таможне после закрытия пунктов пропуска Польшей и Литвой остается сложной. Репортаж с границы

В ближайшее время очереди будут расти

Ситуация на таможне после закрытия пунктов пропуска Польшей и Литвой остается сложной. Репортаж с границы

Закрыть нельзя оставить – где поставить запятую, литовские власти пока не определились. Ситуация на границе с этой страной остается сложной. После закрытия польских пунктов пропуска «Бобровники» и «Кукурыки» практически весь грузовой транспорт хлынул в этом направлении. Таможенные службы сопредельного государства явно искусственно создают напряженность. Уже закрыли свою границу для фур без отдельного разрешения на проезд по Литве. А в самих пунктах пропуска работают вполсилы. Растут многокилометровые очереди и напряжение в них. Водители на пределе – мало того, что теперь приходится делать лишний крюк в 200 и больше километров, так еще и ждать проезда сутками.


В пункте пропуска «Бенякони» у шлагбаума на въезд в Литву – вереница грузовиков. Все стоят на границе еще с субботы. С белорусской стороны уже давно прошли оформление, теперь часами ждут возможности проехать в Европу. Водители говорят, литовцы работают по непонятному графику – то пропустят сразу с десяток машин, то больше часа ни одной. 

Водители большегрузов называют себя «отверженными» – теми, кого самым коротким путем через Польшу дальше в Европу больше не пускают. В очереди много белорусов, для наших перевозчиков это направление теперь едва ли единственная возможность попасть в ЕС. Рядом – машины с сербскими, узбекскими, молдавскими номерами. С обратной стороны границы обстановка сложная – те, кто только что оттуда, говорят, очереди растянулись на километры. 

И при этом Литва разворачивает на своей внутренней с Польшей границе фуры, у которых нет отдельного разрешения на проезд через страну. Сотни дальнобойщиков из десятков стран оказались заперты в Европе. Только из Казахстана – около 150 фур. Но их дипломатам удалось договориться – казахов уже пропускают. Хотя даже с разрешениями они стоят в общей очереди длиной в 14 км. 

Борис Солдатов, водитель большегруза (Казахстан): «Нервничают, что говорят. Конечно, кому охота стоять столько времени. Я вот 2,5 км проходил почти сутки. А если 14 км – то это по 5-6 дней толкаться до накопителя, потом в нем еще стоять 40 часов».

Трое суток в среднем теперь приходится закладывать на пересечение границы. По данным белоруской таможни, было быстрее, но литовцы работают вполсилы, оформляя около 50% возможного объема грузовиков. Однако тут претензий больше не предъявишь – Литва прекратила взаимодействие с Беларусью по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу.

Олег Паращенко, начальник таможенного поста «Бенякони»: «Особое внимание следует уделить неритмичной подаче грузовых транспортных средств, которые следуют в Беларусь. Так, в пункте пропуска "Бенякони" при возможности оформлять 250 транспортных средств в сутки, 26 февраля было оформлено всего 173 транспортных средства, которые были сюда направлены литовскими контролирующими службами. Аналогичная ситуация складывается и на остальных пунктах пропуска».

Те же «Бенякони» перешли на усиленный режим работы. Задача – оперативно оформлять любой прибывающий транспорт. В зоне ожидания сейчас около 200 грузовиков ищут возможности пересечь границу. Их готовы оформить, но в пункте пропуска банально нет места – Литва медленно забирает уже готовые фуры. И эти бесконечные очереди, многочасовые поездки в объезд сказываются на людях. У кого-то срываются бизнес-планы, а кому-то жаль впустую потраченных дней. За такое время простоя можно было бы совершить еще один рейс – ну или побыть с родными дома. Но уж точно не просиживать в пробке из-за странных действий европейских политиков. Уже есть очередная жертва закрытых границ и многокилометровых объездов – прямо в рейсовом автобусе в эти выходные Варшава – Гродно умер пассажир – слишком долго ждал возможности выезда из Литвы. Все произошло в пункте пропуска «Райгардас» – сопредельном с нашей «Привалкой». До Гродно оставалось всего 20 км.

В ближайшее время очереди будут расти. Многие компании еще только перестраивают логистику, готовят новые пакеты документов и пересчитывают цены на свои услуги. На этом фоне Польша в очередной раз заявила, что не исключает полного закрытия всех сопредельных с Беларусью пунктов пропуска. Чего ждать дальше – здесь на границе делать прогнозы не берется никто. Наверняка знают одно – водителям опять придется буквально жить на обочине. Только теперь вблизи пунктов пропуска литовских. 

Подписывайтесь на нас в Telegram