Летняя «Школа классиков» началась в Национальном художественном. Эта выставка по принципу «учитель-ученик». Допустим, московский профессор Левитан и его студент из-под Гродно Жуковский, признанный мастер пейзажа «Серебряного века» в двух культурах – белорусской и русской.
Первый урок в этом году, на который в музее не было звонка. «Школу классиков» открыли без афиш и речей, вроде «как мы рады». Мол, просто стоит прийти и увидеть свыше 80 произведений живописи, графики в четырёх залах, где весной смотрели работы Бакста. Они, а также полотна учителей будущего мэтра ар-нуво, сейчас переехали в Вильнюс.
Алексей Хоряк, куратор выставки «Школа классиков. Белорусское и русское искусство XIX-XX веков»: «Совершенно сознательно собирались художники, которых мы сегодня называем уроженцами Беларуси. Именно поэтому у нас самая большая в мире коллекция Ивана Хруцкого. Достаточно давно не экспонировали, в частности, работы Александра Шевченко, Иосифа Бродского, Игоря Грабаря».
У этого «мирискусстника» учился в Москве ныне классик национального искусства Виталий Цвирко. До революции чаще из Северо-Западного края империи стремились в «Северную столицу». «Петербуржский» период есть в биографии Горавского, Зарянко (их педагог – Воробъёв), а ещё Сильвановича – воспитанника профессора Бруни.
Он едва заметен в экспозиции, но всё-таки в «Наших коллекциях» есть дисбаланс. Хранят, например, около сорока работ Шишкина. И лишь одну ученика автора ряда пейзажей Полесья. Зато эта картина Рущица «У костёла» сегодня в особом списке «50 шедевров» музея.
Как там Карамзин сказал о Пушкине: «ученик превзошёл учителя». Здесь сравнивать зрителям. Да и этот «-изм» многим «по душе». На реализме Пэна вырос даже создавший свой уникальный стиль Шагал. Отдельный уголок на вернисаже у Бялыницкого-Бирули – первого народного художника БССР, азы письма которому дал импрессионист Коровин.
Наталья Селицкая, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «В театрально-художественном институте первыми преподавателями стали как раз таки те белорусы, которые окончили российские вузы. И, естественно, что они переносили вот эту русскую школу уже к нам в Беларусь».
Впрочем, наши художники не только перенимали. Допустим, Жуковский привнёс белорусскую «шляхетность» в русский пейзаж. «Партизанская Мадонна» Савицкого висит сегодня в Третьяковке рядом с хрестоматийными работами Дейнеки, Герасимова… Урок с классиками XIX-XX веков продлится в музее почти всё лето.
Подписывайтесь на нас в Telegram