Даже если на небе тучи, только в полете живут самолеты, люди же заметную часть жизни проводят в транспорте вполне себе земном. И, похоже, в Беларуси намечается революция. Пока – локального характера. Жодино и Шклов в скором времени полностью перейдут на электрический транспорт. Общественный. Покупать «Теслу» никого не заставляют. И это – официально. Проект пилотный. И если эксперимент удастся, его масштабируют на всю страну. Не зря ведь строили АЭС! О городах с особой энергетикой – Антон Ковальчук.
Без шума и пыли. Да еще с ветерком – электробусы на улицах крупных городов уже средство передвижения. Хотя где-то это все еще роскошь.
Медленно, но верно двигатель прогресса докатился и до малых городов и районных центров. Шклов ждут большие перемены – пассажиров обещают пересадить на электробусы буквально через год. А пока – все три городских маршрута и 19 пригородных – на дизельном ходу.
Павел Тимощенко, директор Шкловского филиала автопарка №5 предприятия «Могилевоблавтотранс»: «Планируется в настоящее время приобретение 15 электробусов и 8 зарядных подстанций. Электричество свое, работает у нас атомная электростанция. Поэтому издержки на топливо будут, естественно, снижаться. Я думаю, никто не против того, чтобы жить в комфорте, ездить без шума, без выхлопов».
Ждут не трамвая, но тоже автобус на электрическом ходу и в Жодино. Завод электротранспорта, сборочный цех. Отсюда на городские улицы скоро отправятся новые пассажирские «электрички». Полный цикл работ – сварка, покраска, регулировка. Свои участки для наладки систем управления, диагностики электроники и контроля. Сейчас на сборке – опытный образец Минского автозавода.
Дмитрий Заблоцкий, председатель Жодинского горисполкома: «Маршрутная сеть городского транспорта, она примерно равномерно распределена по всему городу, – поэтому все электробусы и технические требования каждому электробусу, они примерно должны быть одинаковы на каждом маршруте».
Как говорится, тише едешь. Первую модель в Жодино готовят ко Дню машиностроителя. Городские власти уверены – выбор правильный и экономически обоснованный.
Дмитрий Заблоцкий, председатель Жодинского горисполкома: «Общаясь с водителями, которые сегодня эксплуатировали данный вид техники в городе Минске, спрашиваю их мнение. Первое, что водители говорят, это удобство в эксплуатации. Плавность хода, эргономичность. Это их второй дом. Внутри электробуса будут учтены все моменты новшества, которые сегодня реализуются во многих городах».
В общем, новый городской транспорт укомплектуют по полной: Wi-Fi, USB-разъемы и другие современные решения. Пассажирам лишь останется не пропустить собственную остановку, потому что смартфон не зарядился полностью. А вот сами электробусы «ставить на зарядку» будут по ночам.
Для города машиностроителей изготовят 14 таких электробусов МАЗ-303Е. Именно эти модели выпускает сборочный цех, который открыли в Жодино в декабре 2020-го. Кстати, горожане сами выбирали расцветку электротранспорта. И решили, что он должен быть в лазурно-черно-белом окрасе.
Прежде чем увидеть такую красоту на улицах, еще предстоит немало поработать. Впереди модернизация электросетей, подстанций и трансформаторов. Проект – комплексный и без преувеличения прорывной.
Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси: «Задача Минтранса на данном этапе – это оценить эффективность реализации данного проекта, то есть мы должны сказать и дать свое заключение. Если говорить об эксплуатации, в части энергии, в части затрат на движение, здесь преимущество уже у электробуса. То есть эксплуатировать электробус дешевле, чем автобус с двигателем внутреннего сгорания».
Шклов – город аграрный, Жодино – индустриальный. Но что-то общее скоро у них появится. В случае успешного запуска «зеленым технологиям» дадут зеленый свет и в других городах. Им будет проще – есть шанс не повторить чужих ошибок. А дальше полный вперед в светлое экологически чистое будущее!
Подписывайтесь на нас в Telegram