Сезон «черных пятниц» скоро начнется! Стоит ли на самом деле покупать товар на акциях, а какая выгода продавцу?

Сезон «черных пятниц» скоро начнется! Стоит ли на самом деле покупать товар на акциях, а какая выгода продавцу?

Ноябрь – шопоголиков месяц. Ух, держитесь, кошельки! Да, сейчас стартует сезон «черных пятниц». Так называют дни больших скидок во многих магазинах. Традиция устраивать распродажи в определенный день появилась в США, но успела получить популярность во всем мире. В некоторых магазинах скидки достигают 90%. И, конечно, ажиотаж едва ли не сметает окружающих с ног. Но и риск купить ненужное увеличивается. Предлагаем подходить к покупкам с умом.


Марина Трибуш: «Я считаю, что скидки и акции – это хорошо. Один и тот же товар можно купить по разной цене с выгодой для себя. Почему бы для себя, любимой, не сэкономить? Я отношусь к ним с радостью, готова участвовать в любых акциях, скидках и распродажах, потому что это приятно как минимум для кошелька».

Марина Трибуш следит за скидками на косметику, одежду, обувь и товары для дома. Говорит, не раз удавалось выгодно купить вещи, которые давно хотела. А вот Надежда Андалюкевич относится к акциям настороженно и никогда их не отслеживает. Девушка считает, что особой выгоды в них нет.

Надежда Андалюкевич: «Я за скидками не бегаю. Я даже не могу сказать конкретно, нужная ли это штука. Ну, я вижу, что вещь хорошая, и у нее приятная цена – я могу взять, а так, чтобы сказать, что мне очень нужны "черные пятницы" или дни безумных скидок – я в это немножко не верю».

Первые распродажи появились еще в XIX веке. Американский предприниматель Франклин Вулворт устроил в своем продуктовом магазине акцию «все по 5 центов». А понятие «черной пятницы» в качестве названия дня начала распродаж закрепилось в середине XX века – многие брали больничный на день распродаж, чтобы вместо работы пойти на шопинг, тем самым парализуя работу предприятий. Пять лет назад в течение четырех выходных, которые выпали на «черную пятницу», американцы потратили в магазинах более 50 млрд долларов. Каждый год в «черную пятницу» покупки совершают около 135 млн человек во всем мире. Для некоторых полки магазинов в дни акций – настоящий квест.

Екатерина Готовцева, старший преподаватель кафедры маркетинга Белорусского национального технического университета: «Потребитель своего рода Шерлок, он смотрит, вот здесь выгоднее это купить, здесь – это. И это превращается в своего рода игру, игру продавца и потребителя. Покупателю нравится побеждать, и вот поэтому мы так и покупаем все в большом количестве».

Порой скопление людей в магазине приводит к несчастным случаям. Например, в 2008 году в одном из супермаркетов США толпа покупателей затоптала насмерть сотрудника магазина, а в 2011-м в Арканзасе сразу несколько потенциальных покупателей подрались за вафельницу ценой в 2 доллара. Кстати, грамотно указанные цифpы на ценнике заставляют нас поверить в cepьeзнoе cнижeние цeны. Согласно «принципу удовольствия» Фрейда, люди ищут положительных эмоций и стараются избегать боли.

Павел Зыгмантович, психолог: «Если на что-то большой спрос, значит, это может закончиться, значит, у меня этого не будет, значит, нужно быстрее забрать. Скидки очевидно ограничены, есть период какой-то. Месяц, два, неделю, три дня или три часа. И люди такие: “Ооу, если я не успею, то придет кто-то и все это заберет”! Мы не любим дефицита, это по всему миру происходит, это не только наша отличительная черта. Так у всех людей работает».

Большинство продавцов, зная, как распродажи действуют на потребителя, пользуются этим, накручивая цены. Согласно исследованиям, примерно 14% акционных товаров в «черную пятницу» на самом деле выставлены по обычной цене. А еще в погоне за прибылью некоторые крупные сети заказывают в Китае партии товаров подешевле – специально для «черной пятницы». Но так происходит далеко не везде, и зачастую скидка – это действительно выгодно.

Екатерина Готовцева, старший преподаватель кафедры маркетинга Белорусского национального технического университета: «Да, продавец снижает цену, но компенсирует это снижение за счет больших продаж. Очень хорошо тогда разгружаются складские помещения, плюс ко всему тут главное выбрать числа, в какие должна быть "черная пятница". Есть такой феномен, что числа в начале месяца плохо подходят, люди очень плохо покупают. А вот в конце месяца – гораздо лучше».

Чтобы покупки в сезон распродаж были только в радость и не нанесли урон кошельку, лучше брать с собой на шопинг определенную сумму именно наличных денег, тогда у вас просто не останется возможности потратить больше запланированного. Если же вы отправляетесь в продуктовый магазин, заранее перекусите, чтобы не набрать в корзину лишнего на голодный желудок.


Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анастасия Похлёстова
Операторы:
Алексей Шаплов