Сергей Михеев: общество потребления постоянно стимулирует недовольство, народ серьезно отупел

Сергей Михеев: общество потребления постоянно стимулирует недовольство, народ серьезно отупел

Политическая ситуация в любой стране мира во многом обуславливается не только влиянием внешних факторов, но и наличием общей большой цели, приверженности к морально-нравственному развитию. Так, общество потребления всегда будет состоять из людей недовольных. Об этом в эфире программы «ОбъективНо» на ОНТ заявил политолог Сергей Михеев.

Сергей Михеев: «Когда люди заточены только на “бабки”, они же больше ни про что думать не могут! На самом деле, вся современная массовая культура опускает планку ожидания людей и планку их осознания процессов и самих себя на очень низкий уровень. Это и порождает всякого рода спонтанные реакции, немотивированные. Люди иногда дальше собственного носа видеть не хотят. Нужен качественно новый проект. Таким, на мой взгляд, может стать проект на базе этого славянского триединства, на базе сотрудничества России и Беларуси. Нужен большой качественный проект с ценностным целеполаганием, со сменой, в том числе на разных этажах кадровой политики. Он мог бы вытянуть многие проблемы, теоретически по крайней мере. С другой стороны, есть очевидное внешнее воздействие. Идет борьба, идет конкуренция между коллективным Западом, в первую очередь США, а также тех, кто на самом деле пытается управлять Штатами. Там много уровней. Есть национальная Америка, это условный Трамп; есть транснациональные корпорации, для которых Америка – просто ширма; есть Европа, которая, если честно, на сегодняшний день – имя прилагательное. В конечном итоге идет борьба за глобальное доминирование, в этой борьбе любые конкуренты воспринимаются коллективным Западом как опасность. Эта опасность решается двумя способами. Если возможно – прямым воздействием, то есть военным воздействием. В данном случае это невозможно. Если невозможно – экономическим давлением и дестабилизацией ситуации изнутри. Этим они тоже занимались, занимаются и будут заниматься. Другое дело – наша позиция, которая проистекает из 90-х, позиция вторичности, пассивности, ожидания. Она их провоцирует на беспредел, а нас лишает поля для маневра. Мы всегда говорим, что надеемся на разумность западных партнеров. А чего мы на нее надеемся? Что, есть какие-то примеры их разумности, что ли? Я не вижу этих примеров. То есть, мне кажется, инициативы не хватает. Не хватает морально-нравственной, ценностной ориентации, не хватает большого проекта, не хватает самоидентичности, суверенности. И, самое последнее, не хватает политической воли, чтобы идти впереди процессов, а не реагировать на происходящее». 

Отвечая на интересующий обывателей вопрос, когда закончатся политические проблемы и напряженность в обществе, Михеев подчеркнул, что современное общество – это в большинстве своем общество потребления, что плохо скажется на будущем. По мнению эксперта, политические проблемы никогда не закончатся, поэтому люди должны думать об уме, душе, морали, а также понимать, каковы их цели, каковы границы их амбиций. 

Сергей Михеев: «Обыватель хочет, чтобы все было и ничего за это не было. Его можно понять, но вот хочется спросить: а что вы вообще считаете нормальной жизнью, что вообще должно закончиться? Я тоже такие вопросы слышу. Что такое, по-вашему, нормальная жизнь? Если честно, я в Советском Союзе прожил условно половину жизни и все-таки был молодым человеком. Для молодого человека все это выглядит так – как-то не думаешь обо всем этом. Но если честно, многое из того, что в советское время казалось немыслимым, сейчас является обычным, но уже никого совершенно не устраивает.

Я прекрасно помню, что в советское время люди, обладающие автомобилем, считались очень богатыми. Сейчас у людей этих автомобилей – хоть ешь одним местом. А они считают себя несчастными, что у них в жизни ничего нет. Раньше человек, если ему перепадало увидеть западный фильм или какой-то журнал, он мог его залистывать месяцами. Сейчас всей этой “цветной каши” немереное количество. Но люди несчастны. Вопрос в амбициях. Вот почему я всегда начинаю с ценностей? Ценности каковы? К сожалению, общество потребления постоянно отодвигает линию горизонта и стимулирует постоянное недовольство. Мы, на самом деле, ушли от внутреннего, мы перешли к внешнему. Поэтому средний обыватель недоволен все время. Иногда он имеет для этого основания, а иногда не имеет. Ему не интересно ни с чем сравнивать. Только “а я вот слышал”, “а я вот ездил”, “а я вот две недели был”. Что за этим стоит – его вообще часто не интересует. К сожалению, вся эта культура потребления, субкультура потребителя, она порождает постоянное недовольство. Почему? Потому что люди, которые являются апологетами культуры потребления, они считают, что недовольство постоянно порождает спрос, а спрос порождает развитие, а это деньги. Но можем ли мы так жить? И правильно ли это? Вот вопрос. Поэтому что кончится и когда кончится? Никогда не кончится. Вопрос в том, как вы себя воспринимаете в этом процессе и что вообще вы видите целями, каковы разумные рамки ваших амбиций в этой жизни. Здесь тоже не хватает целеполагания, большого проекта. Мы все время говорим, что наша цель – постоянный рост благосостояния. Постоянный рост значит, что края нет, границы нет. Давайте вернемся к каким-то вещам, кроме благосостояния, которое тоже нужно, которые затрагивают ум, душу. Чтобы человек как-то по-другому стал себя ощущать, а не как свинья на свиноферме. Это хорошая стратегия для свинофермы – постоянное увеличение привеса, или для коровников – удоев. Человек же живет еще чем-то, ему еще что-то нужно. Мы, если честно, это серьезно подзабыли. Поэтому получаем поколения все время недовольных людей, они все время недовольны, им все время что-то не так. А из внешнего контура ему внушают мысль, что жизнь такая плохая, что ее не жалко разрушить, потому что хуже не будет. То, что хуже будет, познается только через опыт. Но так как апелляция идет только к людям молодым и среднего возраста, то им это невдомек. Народ серьезно отупел, благодаря массовой культуре он тупеет. В этом смысле во многом виноваты и власти наших стран, многих стран. Они стимулируют субкультуру потребления, они стимулируют оглупление. Им кажется, что так можно решать политические задачи. А на самом деле, так можно решать только сиюминутные политические задачи, а стратегические вы наоборот проигрываете, потому что выращиваете поколения людей, которым все время плохо, которые постоянно недовольны, и которые ничего, кроме личного огородика, вообще знать не хотят. Вот что плохо».


Подписывайтесь на нас в Telegram