Одним из вопросов, на который можно влиять при помощи Центрально-Европейской инициативы, – это упрощение визовых процедур с Евросоюзом. Переговоры об этом наши дипломаты уже ведут. И переговоры успешные. Требование европейцев о реадмиссии (то есть о готовности страны забирать всех нелегальных мигрантов, которые из неё попали в ЕС) теперь увязано с тем самым упрощением визовых процедур для белорусов. И если до 2018 года будут решены технические вопросы, то шенгенская виза для наших граждан подешевеет почти вдвое – до 35 евро. Об этом я хотел бы поговорить с заместителем председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Беларуси Сергеем Гайдукевичем. Но начнём с форума Центрально-Европейской инициативы и с выгод, которые это объединение может предоставить нашей стране.
– Первый вопрос. Для чего нам всё это нужно? Что Центрально-Европейская инициатива может дать Беларуси?
– Вы знаете, я на этот вопрос ответил бы так. Где-то 14-15 программ там есть, которые рассматривают. Могут быть профинансированы наука, туризм, всевозможные вещи. Это первый такой интерес, но самый важный. Когда мы куда-то вступаем, мы должны видеть, что от этого будет государству, людям, в конце концов. Что мы принесём им в карман, ощутимая ли это интеграция. У нас есть площадка. То есть мы имеем возможность высказываться, говорить то, что думаем, и нас могут услышать. Это прекрасно. Две составляющие есть: экономика и политика. Мало того, надо умело воспользоваться нашим председательством. Ответить на те вопросы европейцев, которые не понимают. И поставить те вопросы, которые во время нашего председательства будут выгодны.
– Вы говорите, что нужно использовать наше председательство в ЦЕИ. А как это сделать? Как нашим председательством в течение этого года придать дополнительную динамику тем самым интеграционным процессам, в которых мы заинтересованы и экономически, и политически.
– Экономика. Пожалуйста. Ежегодно есть программы, научные направления. Огромное влияние председательствующей страны.
– То есть мы формируем повестку дня?
– Мы не просто формируем. Идут предложения со всех структур. Мы – председательствующая. Мы добавляем, вносим изменения, прислушиваемся ко всем странам. Это очень большой козырь. Я не могу точно сказать, но помню, что когда-то наша страна из 62 предложений для инвестиций выставляла до 10. Хочу заметить, что больше, чем многие страны. Сейчас мы председательствуем. Это можно использовать с точки зрения политической, но тут даже и вопросов нет. Почему? Потому что председательствующий может общаться на площадке один на один. Когда он председательствующий, он общается с Венгрией, общается с Австрией. На площадке того руководителя, который выступает от этой страны. Это как минимум министр иностранных дел. То есть это огромная возможность. И вот здесь работа МИДа.
– Обыватели всех стран хотят иметь какое-то прикладное значение того, о чём договариваются политики, в частности министры иностранных дел. Я знаю, что идёт разговор о том, чтобы облегчить визовый режим. Например, Беларуси и Евросоюза. На какой стадии? Что вы об этом думаете?
– Сейчас не стоит цель сделать безвизовый режим с Евросоюзом. Ещё три-четыре года назад была инициатива белорусской стороны по поводу того, чтобы снизить визовые цены. Да, это достижимо. Поэтому это очень важно. И сейчас движение в эту сторону идёт, но тут ещё многое связано с внутренними проблемами, миграционными процессами, которые взяла на себя Европа.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram