Семьи из жилищного кооператива в Минском районе вот уже семь лет ждут свой дом

​Семь лет «строились», но так и не построились. На «горячую линию» ОНТ обратились люди, чья история кажется парадоксальной. Кооперативу, состоящему из нуждающихся в улучшении жилищных условий, предложили решить свой квартирный вопрос ещё семь лет назад.

Семь лет «строились», но так и не построились. На «горячую линию» ОНТ обратились люди, чья история кажется парадоксальной. Кооперативу, состоящему из нуждающихся в улучшении жилищных условий, предложили решить свой квартирный вопрос ещё семь лет назад. 

Под Минском в Прилуках (тогда это ещё была деревня) нашёлся подходящий участок. Строительная неразбериха за несколько лет дошла до того, что землю, как дали, так и изъяли. Ещё год-другой хождений по кабинетам – и во всём районе участки закончились. Вот и вышел парадокс: люди есть, а земли нет. Оказалось, что такая ситуация в Минской области не единична.

Первый раз они пришли на это место семь лет назад. Тогда очередникам из Сеницы и окрестностей предложили участок под строительство. Воображение 215 семей в красках рисовало, каким будет их дом. Но он так и остался фантазией.

Юлия Нестер, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «На протяжении двух недель надо было внести 5 млн белорусских рублей, но это 2010 год, тогда это были деньги немаленькие. Потом платились членские взносы».

Первые крупные траты – на проект. Но деньги не текли по счетам, а утекали. Тогдашний председатель кооператива уже распределял квартиры, пока будущие новосёлы и не подозревали, что проекта дома нет, а проектировщик – банкрот.

Ольга Яцевич, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Всё шло красиво, нам говорили, что проект делается, квартиры мы тянули. Как сейчас помню, что вытянула квартиру на третьем этаже».

Наученные горьким опытом, они решили больше не искушать судьбу и в 2012 делегировали полномочия Управлению капитального строительства Минского района. Договор предполагал полную передачу функций заказчика. Мол, госструктуре проще найти надёжного проектировщика. Сегодня не скрывают: передача полномочий усыпила бдительность.

Сергей Янков, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «УКСы-то фактически и строили эти кооперативы. У них вся процедура была отлажена. Функции взяли, потом сроки все вышли. Землю райисполком забрал из-за того, что сами сроки оттянули, а потом говорят, что мы потеряли землю, потому что ничего не строили. Так как же, если у нас был договор подряда?»

По закону всё чисто. Земля отводится на два года с возможностью продления ещё на шесть месяцев. Не успели построиться? За вами – очередь из желающих. И аргумент в адрес райисполкома, что спрос должен быть с подконтрольного ему же предприятия, не сработал.

Сергей Янков, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Хотя с 14 года обещали: всё у вас будет, всё хорошо, если не построите этот, мы вас распределим в другие кооперативы. То есть обещания, которые потом перетекли в формулировку «мы будем вас расформировывать».

Самое большое опасение членов кооператива – вновь оказаться в конце жилищной очереди.

Виктор Захаркевич, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «У нас четверо детей. И вот уже почти все дети выросли. Самому младшему – 13 лет. Сейчас и они вырастут. Мы могли бы заплатить 25%, а 75% государство бы помощь оказало, а сейчас нам придётся всё со своего кармана строить. Мы не потянем просто. Живём с мамой. У неё 24 квадрата, а нас там восемь человек прописано».

Выходит, что люди есть, а земли нет. Они недоумевают: вон её сколько вокруг. Но решение выделить новый участок кажется простым, похоже, только самому кооперативу.

Анна Брусочкина, член жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Мы приходим в райисполком, а они от нас отбиваются».
Людмила Новикова, председатель жилищно-строительного кооператива «Сеница-2011»: «Это переписка, которая ведётся два года с чиновниками, которые, честно говоря, нас просто посылают открытым текстом. Сообщили нам в последнем письме: у вас ничего нового не возникло – мы прекращаем с вами всякую переписку».

За годы волокиты кооператив уменьшился на две трети. Но те, кто остался, не намерены сдаваться. Они так долго не могут найти общий язык с местной властью, и всё же решились на ещё одну попытку. Правда, дальше входа в здание Минского райисполкома не продвинулись. Здесь не только новые требования, но и свои порядки. Проход по паспорту и, похоже, только по одному.

Разговор складывается не сразу, по большей части из-за турникета. Они, конечно, знают, в чьём ведомстве «Сеница-2011». Выясняется, с зампредом разминулись буквально на десять минут. Кооператив, вроде, как и набил в исполкоме оскомину, но директор УКСа о нём будто впервые слышит.

Через полчаса тамбурных перипетий в исполком их всё же пустят. Правда, тех, кто ответственен за земельный вопрос, так и не найдут. А в том, что «сами виноваты» их попытается уверить начальник отдела ЖКХ.

Татьяна Андриевская, начальник отдела ЖКХ Минского райисполкома: «Сейчас 2017 год и все ЖСПК, которые были созданы на тот период, уже решили свои вопросы с землёй, граждане живут в своих квартирах. Я таких не знаю, у каких бы сложилась такая ситуация».

Раз диалога не вышло, они уйдут, но обещают вернуться.

Эта история может показаться локальной. Мол, отдельно взятый кооператив не может договориться с отдельно взятым райисполком. Но из всей бумажной переписки по этому делу любопытен один ответ. Комитет госконтроля ещё в прошлом году выяснил, что в воздухе повис не один кооператив, а 26. И все – в Минской области. В других регионах, если верить этому письму, просто нет подобных ситуаций. Конечно, с октября прошлого года (так датирован ответ) что-то могло поменяться. Но вряд ли успели построиться 26 домов, долгое время считавшихся мифическими.

Через сутки с этой бумагой идём к тому самому зампреду, курирующему строительство. Выясняется, 5-10 лет назад кооперативы росли как грибы после дождя. Как следствие – тотальные долгострои и нехватка земли. Мол, райисполком чем смог, тем помог, но те кооперативы, что остались, должны исчезнуть.

Ирина Савицкая, заместитель председателя Минского райисполкома: «Вот три кооператива... четыре, которые должны расформировать. С учётом того, что свою деятельность они не осуществляют, то должны прекратить своё существование».

То есть речь о том, чтобы найти новую землю для старых кооперативов, не идёт. Такую возможность здесь рассматривают как чисто гипотетическую.

Ирина Савицкая, заместитель председателя Минского райисполкома: «На сегодня нам очень сложно подобрать участок и им выделить. Даже если мы примем такое решение, это я просто рассуждаю, выделить земельный участок, то это маловероятно. Просто земли в Минском районе свободной нет».

Искать виноватого или искать варианты решения застарелой проблемы? Попытки, справедливости ради, были. В прошлом году кооператив предлагали забрать Дзержинскому району. Тот отказал, мол, хватает своих очередников.

Сергей Трусов, председатель комитета по архитектуре и строительству Минского облисполкома: «В своё время в Минской области было сформировано очень много кооперативов. И мы сейчас достраиваем те, которые были сформированы 5-6 лет назад. Но они изготовили проектную документацию, земля есть и было начато строительство. В Минском районе продолжают строиться жилые дома, долевые дома. А документацию, я считаю, УКС должен забрать. И привязать этот дом, потом построить долевой. По-другому никак».

Словом, всё, что сегодня могут гарантировать власти, так это то, что члены кооператива в случае его расформирования не потеряют порядковый номер в 23-тысячной очереди из нуждающихся. Другое дело, что принять решение о ликвидации может лишь собрание ЖСПК – единогласно. А значит, пока хоть кто-то из «Сеницы-2011» будет бороться за право стать новосёлом, эту тему вряд ли можно считать закрытой. 

Подписывайтесь на нас в Telegram