Три года назад Президент подписал Декрет №6, в котором речь шла о том, как стимулировать развитие бизнеса в регионах. В частности, были определены льготы и преференции для тех, кто хочет начать своё дело в сельской местности. И вот пришло время подвести некоторые итоги. О том, что удалось и что ещё предстоит сделать – наш корреспондент.
Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. И качество оставшихся двух третей напрямую зависит от того, насколько комфортным является это времяпрепровождение. На этом небольшом по столичным меркам предприятии знают секрет здорового сна, здесь производят ортопедические матрасы. Процесс достаточно наукоёмкий – в производстве используется специальный гель с так называемым эффектом памяти. Продукция востребована в стране и за её пределами. А разместилось инновационное матрасное производство в сельской местности, в агрогородке Буйничи. Здесь не скрывают, что своими успехами предприятие во многом обязано шестому президентскому Декрету.
Юрий Лапутин, директор частного предприятия (Могилёвский район): «У нас есть льготы по оплате налога на прибыль, что позволяет существенно экономить нам на оборотных средствах, направлять их на покупку такого современного оборудования».
«Полесская мебельная компания» практически создавалась под шестой Декрет, как раз в 2012-м. Сегодня это одно из наиболее успешных частных предприятий Гомельской области. Благодаря льготам смогли купить современное оборудование и транспорт и найти свою нишу на рынке. Объёмы производства постоянно растут, увеличивается и прибыль – за три года более чем в пять раз, в 2015-м она уже составила около шести миллиардов рублей. Это притом, что сама фабрика – достаточно компактная: в штате всего тридцать человек. Вдвое выросла и заработная плата.
Станислав Геллер, директор частного предприятия (г. Наровля): «Если бы не шестой Декрет, мы продолжали бы работать на ручном оборудовании и я думаю, ещё несколько лет понадобилось для того, чтобы купить хотя бы один из таких станков, которые у нас сейчас имеются. Стояли бы практически на месте, потому что Декрет дал толчок, не было до этого мыслей заняться более крупным производством».
Шестой Декрет, подписанный в мае 2012, по оценке экспертов и бизнес-сообщества, документ уникальный. По сути, он превратил всю страну, за исключением крупных городов, в одну большую свободную экономическую зону.
Производителям товаров и услуг, пожелавшим сменить городскую прописку на сельскую, были предоставлены беспрецедентные льготы и преференции. Коммерческие предприятия на семь лет освободили от уплаты налога на прибыль, индивидуальных предпринимателей – на доходы. А также от налога на недвижимость, отчислений в инновационные фонды, обязательной продажи валюты и госпошлины за выдачу лицензии. Но всё ли сделано? И что ещё необходимо для того, чтобы активизировать частную инициативу в белорусской глубинке. Этот вопрос на этой неделе Президент задал экономистам из правительства и заинтересованных ведомств.
Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Прежде чем говорить о предлагаемых корректировках, хочу отметить положительный результат, который дал Декрет №6 с момента его принятия. Рост субъектов предпринимательства наблюдается во всех регионах. Лидером стала Могилёвская область, где количество субъектов предпринимательства увеличилось почти в два раза, в Гомельской и Витебской – более чем в полтора раза, в Минской и Брестской областях – в 1,3 раза».
Лидером Могилёвщина стала и по результатам республиканского конкурса «Лучший город (район, область) для бизнеса Беларуси – 2015», организованного министерством экономики и бизнес-сообществом. Оценивали по 13 критериям. Один из них – это количество индивидуальных предпринимателей и малых предприятий на тысячу жителей региона.
Руслан Страхар, председатель комитета экономики Могилёвского облисполкома: «Безусловно, Декрет №6 сыграл свою положительную роль в развитии предпринимательского сектора в Могилёвской области. Если говорить о структуре созданных организаций, то за это время порядка 30% созданных коммерческих организаций в малых и средних городских поселениях начали свою деятельность в сфере транспорта, 16% – в промышленном секторе, 10% – в сфере сельского хозяйства и столько же – в сфере строительства».
Эта фирма в Могилёвском районе оказывает услуги по сдаче в аренду спецтехники. В автопарке – самые востребованные на рынке машины, заказы идут из всех регионов страны. Однако руководитель прекрасно отдаёт себе отчёт: если бы три года назад Президент не поддержал предпринимателей в глубинке, раскрутить свой бизнес до таких масштабов было бы нереально.
Геннадий Лавриненко, директор частного предприятия (Могилёвский район): «Я бы такую технику не смог бы приобрести. Она довольно эксклюзивная. К примеру, эта машина – пятиметровая. Экономия очень большая, где-то единиц 5 мы взяли. Каждая единица, чтобы её растаможить, обошлась бы в районе 60 тысяч евро».
Льгота по ввозу автотранспорта оказалась самой востребованной. Не обошлось и без злоупотреблений. Наиболее предприимчивые белорусы воспользовались преференцией отнюдь не для развития бизнеса, а для собственной наживы. В частности, сбывали ввезённый по Декрету импортный автотранспорт в соседней России. Чтобы пресечь незаконный транзит и защитить интересы отечественного автопрома, с 1 декабря 2013 перечень товаров, на которые распространялись таможенные льготы, был сокращён.
Стал ли после этого шестой Декрет менее привлекательным? Эксперты уверяют: для тех, кто действительно хочет получать прибыль за счёт бизнеса, а не за счёт лазеек в законодательстве, однозначно – нет. И цифры это подтверждают. На момент принятия документа в малых и средних городах, а также в сельской местности было зарегистрировано чуть более 92 тысяч частных предприятий и индивидуальных предпринимателей, сейчас – свыше 127 тысяч.
Чтобы частных производств за чертой больших городов стало ещё больше, правительство предлагает пересмотреть отдельные положения шестого Декрета – чётко прописать порядок создания новых предприятий, провести ревизию неэффективно используемых производственных площадей, устранить некоторые правовые разногласия, с которыми столкнулся бизнес на практике.
Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Был вопрос, связанный с порядком формирования уставных фондов, вот где и возникла основная коллизия, где ряд субъектов хозяйствования получили некие негативные результаты. Вот здесь принято позитивное решение. Я думаю, что эту коллизию устраним, а эти предприятия получат сатисфакцию. Там, где были применены некоторые штрафные санкции из-за неоднозначности толкования норм Декрета, Глава государства принял решение, что мы этот вопрос урегулируем, а средства будут компенсированы этим субъектам хозяйствования».
Речь о предприятиях, а их около 50, которые были оштрафованы из-за неоднозначной трактовки Декрета, но по сути его не нарушали. Президент поручил деньги компаниям вернуть, а отдельные положения документа – конкретизировать.
Окончательный вариант обновлённого шестого Декрета правительство обещает представить уже через две-три недели. Стоит отметить, что этот документ – всего лишь один из этапов планомерной работы по развитию деловой инициативы. Только за последние пять лет в стране принято сразу несколько программных документов, направленных на либерализацию условий для бизнеса, в том числе Госпрограмма поддержки малого и среднего предпринимательства, четвёртая Директива Президента (сейчас также готовится её новая редакция).
Сегодня доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет 25%. Не так уж и много, – скажут скептики. Однако всё познаётся в сравнении. Десять лет назад она не превышала и десятой части. В малом и среднем бизнесе в регионах (без учёта столицы) сегодня занято свыше миллиона человек – это практически каждый четвёртый работающий белорус. Господдержка частной инициативы в глубинке позволяет эффективнее использовать её ресурсы, в том числе трудовые. А для бизнеса – это хорошие условия для старта и успешного развития.
Беларусь заняла 44-е место по условиям ведения бизнеса (рейтинг Doing Business-2016) среди 189 стран, говорится в обнародованном 27 октября исследовании группы Всемирного банка (World Bank). В прошлом году наша страна была на 57-м месте, то есть рост на 13 позиций. Теперь отдельные категории сравнения, из которых складывается этот средний результат. В порядке убывания.
«Регистрация собственности» – 7 место (против третьего год назад); «Регистрация предприятий» – 12 место (год назад – 40); «Международная торговля» – 25 место (в прежнем отчёте – 145); «Получение разрешений на строительство» – 34 место (против 51-го); «Защита миноритарных инвесторов» – 57 место (против 94); «Налогообложение» – 63 место (три позиции вниз); «Разрешение неплатёжеспособности» – 69 место (было 68) ; «Подключение к системе энергоснабжения» – 89 место (было 148) и, наконец, «Получение кредита» – 109 место (было 104).
Опять кредиты. Похоже, это та проблема, на которой нам нужно сосредоточить самое пристальное внимание, если хотим в ближайшие годы выполнить поставленную задачу и войти в тридцатку лучших в рейтинге ведения бизнеса.
Подписывайтесь на нас в Telegram