Секторальные санкции не снизили загрузку нефтяной отрасли Беларуси

Секторальные санкции не снизили загрузку нефтяной отрасли Беларуси

Когда цены на нефть и газ взяли психологический барьер, в Минске обсуждают развитие энергорынка Беларуси и мировые тренды. Крупнейшая нефтехимическая компания страны уходит в Интернет. «Белоруснефть» займется торговлей онлайн. Это продолжение идеи диверсификации направлений бизнеса. Всё для комфорта автовладельцев. Чего не скажешь о происходящем сейчас, к примеру, в Британии. 

Очередь растянулась на сотни метров. Британцы стоят часами, чтобы получить заветный бензин. На АЗС творится настоящее безумие. Но самое страшное, что заправиться не могут даже машины экстренных служб – спасатели и медики. В магазины уже не довозят продукты. Одни заправки закрываются, другие – заливают не больше половины бака. Но и за такое количество топлива приходится сражаться. 

Пока одни толкают свои авто до ближайшей заправки, потому что не хватило топлива, другие задаются вопросом: как до такого докатились? Британские власти заявляют, что топлива в стране достаточно, а дефицит образовался из-за повышенного спроса среди населения. Брексит всему виной, считают местные. Национальное законодательство ужесточили, стало остро не хватать  водителей, хоть бензина и дизеля достаточно, доставить его некому. Обычная несправедливость, считают эксперты, пока большие политики плетут интриги, страдают маленькие люди.  

Дмитрий Юдаков, менеджер по бизнес-девелопменту AGRUS (Россия): «Логика довольно проста: чем более жесткие решения будут приняты на политическом уровне по части ограничения СО2, по части потребления ископаемого топлива, тем быстрее и в большей степени будет сокращаться спрос на нефтепродукты».

В это же время нефтяная отрасль Украины в опасности, точнее ее остатки. Еще пару десятков лет назад в стране работало шесть заводов по переработке черного золота, сегодня – только один. Острая зависимость от импорта. Белорусские нефтепродукты занимают треть рынка страны-соседки. 

Евгений Поспелов, генеральный директор компании «БНК-Украина»«В Украине в феврале был остановлен трубопровод, по которому качалась российская нефть. И благодаря поставкам из Беларуси Украина достаточно спокойно прошла этот период. Преимущественно поставки идут с Мозырского НПЗ, это логистически выгодно». 

Белорусская нефтяная отрасль в этом году столкнулась с секторальными санкциями. В частности, под них попал «Нафтан». Завод не остановился, продолжает работать

Глеб Макаревич, заместитель генерального директора предприятия «Нафтан»: «Мы полностью обеспечены сырьем, в настоящий момент мы работаем с полной загрузкой, производим продукцию в плановом режиме и размещаем ее на традиционных и новых рынках для нас. Традиционно мы работаем и с Азией, и с Африкой, Россия и Украина». 

В борьбе за энергетическую безопасность ставка сделана на увеличение объема добычи нефти. Как в Беларуси, так и в России, на месторождениях нашей дочерней компании.

Сергей Каморников, заместитель генерального директора предприятия «Белоруснефть»: «Мы уже 7 лет подряд каждый год по 20 тысяч тонн минимум прибавляем в объемах добычи , в следующем году есть план этот тренд продолжить и увеличить добычу еще на 50 тысяч тонн, поэтому самое основное – это долгосрочные контракты».  

Нефть – только один из «пазлов» общей картины энергетического кризиса. Цена голубого топлива на европейских биржах продемонстрировала очередной рекорд – 1150 долларов за 1000 кубических метров. Газ дорожает весь нынешний год, с января цена выросла в пять раз, а по сравнению с прошлым годом и вовсе в 20. Тот случай, когда либерализация – зло. 

Сергей Агибалов, руководитель консалтинга «Нефть и нефтепродукты» (Россия): «Когда возник локальный дефицит газа, хорошие цены привлекли объемы сжиженного газа в Азию. Европа осталась несколько дефицитна, и на этом фоне цены на газ бьют рекорды. Сейчас это заставит потребителей регуляторов посмотреть на этот рынок, может быть, подумать о некой сбалансированной структуре контрактов, в которой могут быть разные ценовые инструменты. Если в текущем моменте сравнивать, то, конечно, цены на внутреннем рынке Беларуси существенно ниже, чем тот уровень цен, который наблюдается в Европе».   

И вот европейцам вовсе не смешно. Впереди зима, отопление обойдется недешево, а подземные газохранилища полупусты. И риск ведь не только замерзнуть, но и оказаться на грани голода. 

И здесь сыграет принцип домино: упал сам – утащи за собой соседа. Мощный удар нанесен и по нашим ближайшим соседям. Та же Украина импортирует газ из Европы. Цена для нее, мягко говоря, неподъемная, ведь к биржевой стоимости прибавляются еще и местные налоги, транспортные расходы. В коммунальную ловушку могут угодить и промышленные предприятия, и население.   

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий: «Цены, по которым "Нефтегаз" продает газ, выросли на 27% по отношения к предыдущему отопительному периоду. И буквально в эти дни государство в лице кабмина пытается изыскать ресурсы, чтобы погасить разницу в местных бюджетах, потому что в Украине с этого года местные бюджеты имеют право устанавливать тарифы на тепло. Чтобы оставить тарифы на прежнем уровне, нужно не менее 30 млрд гривен. Это 1 млрд евро практически. Это большие деньги, их нет в бюджете текущего года. Если их не изыскать, местные власти будут должны поднять тарифы и получить социально непопулярное решение». 

Удар по кошельку украинцы уже вот-вот почувствуют. С завтрашнего дня  в Украине новые тарифы на ЖКХ, за отопление придется платить на 40% больше. Некоторые эксперты считают, что по аналогии со спасительными поставками белорусских НПЗ на украинский рынок, ситуацию в коммунальной сфере мог бы улучшить импорт электроэнергии из Беларуси. Но Киев продлил запрет, который ввел еще весной этого года. Что же, спасение утопающего, как говорится, дело рук самого утопающего.

Подписывайтесь на нас в Telegram