Потерять предприятие, когда в мире царит диктат экономического давления, по меньшей мере преступление. Судьба уникального производства сегодня решалась в Витебской области. Миорский металлопрокатный завод посетил Президент.
Предприятие – проблемное. Хотя, казалось бы, единственный в своем роде производитель – где изготавливают самую тонкую белую жесть на постсоветском пространстве, не мог попасть под такую характеристику. К тому же важность его переоценить сложно – это вопрос импортозамещения. Ближайший к стране промышленный гигант по производству белой жести находится в Словакии. И вот почти два года назад введен в эксплуатацию Миорский. Ожидалось, что завод выйдет на проектную мощность спустя год работы. Однако этого не произошло. Неожиданно идеальное предприятие превратилось в банкрота. Люди попали под сокращение. Пришлось вмешаться государству.
Идиллическую картину Миорщины завод по производству белой жести, казалось бы, идеально дополняет технологически. Порядка 40 гектаров площади, огромные цеха, современное оборудование, сотни сотрудников. Да и государство идею частника поддержало. При таких исходных данных – бери строй и работай, но… По сути, с августа 2021-го конвейер остановился, людей стали увольнять.
Это краткий приквел истории, о деталях которой сегодня скажет Глава государства. Конечно же, вся информация об увольнениях и показателях работы завода доходила до Александра Лукашенко. И вот – Миорский район – очередная точка на маршруте Президента и повод для острых и прямых вопросов.
Обещали рай, скажет Президент, а что получили? «Гром в раю» уж точно, т.е. визит первого лица.
Александр Лукашенко, судя по всему, резко меняет запланированный сценарий: все доклады и разговоры – на производстве. Лишь минутная остановка рядом с конечным продуктом. Из белой жести делают банки для консервов и напитков, аэрозольные баллоны, тару для красок.
Прибыли в 2021 году предприятие получило гораздо меньше плановой, а вот вопросов от кредиторов – много. Банкиры помогали на миллионы условных, потом ждали ответной реакции от собственника, затем приступили к взысканию задолженности. Проектная мощность в 150 тысяч тонн так и осталась в теории.
Но государство все же отвело от пропасти. Александр Лукашенко поручил правительству разобраться с «заболевшим» предприятием. А как иначе? На кону были работники, их семьи. Антикризисные меры дали некоторые плоды: станки запустили, люди не остались без работы. Но сейчас этого недостаточно.
Да, завод гудит, но еще не живет полноценной производственной жизнью. Хотя заслуживает этого: на просторах ЕАЭС всего три подобных производства. В Казахстане и в России – Магнитогорский металлургический комбинат. Там, кстати, много лет трудился Владимир Дьяконов, чтобы весь свой опыт применить в Миорах на позиции замгендиректора завода.
Александр Лукашенко вникает во все детали процесса. Запустились вновь с апреля. Сырье идет из России. Есть и покупатели. 295 тысяч тонн белой жести – это вся емкость российского рынка. А вот белорусский – завод обеспечивает на процентов 60. Нужно – на 100%, ставит задачу Президент. А вообще Беларуси требуется 30 тысяч тонн белой жести, все остальное – для покупателей из-за рубежа. Опять же, для нас время возможностей и новых партнеров, пока европейцы творят «жесть».
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Сейчас шанс. Ребята, вы против нас драконовские меры? До свидания! Мы должны выстроить, занять свой рынок».
А для того, чтобы добиться таких показателей, нужны хозяйская рука и трепетное отношение к своей работе. И явно нелишним будет «прорасти» корнями на Миорской земле.
Что будет с заводом? Понятно, что именно этот вопрос интересует всех работников уже который месяц. Ведь выпускать всего по 6 тысяч тонн 30 дней – такая динамика коллектив не устраивает. Сотрудники – молодые, с горящими глазами и готовые справиться с белой жестью.
И такие люди явно могут оказаться среди рабочих. Приятно, что приехал, скажут Александру Лукашенко. А вот почему? На этот вопрос Глава государства традиционно ответит в начале разговора с коллективом.
Президент, в принципе, давно собирался приехать на завод и говорил об этом публично, к примеру, представляя нового губернатора Витебской области зимой 2021-го. Но почему откладывался визит? Мотив простой – все дело в мотивации.
Тема санкционного давления все же волнует коллектив. Но не санкциями едиными. Есть и более насущные вопросы у рабочих. Ходят слухи, что в Беларуси введут налог на сбор грибов и ягод. Так ли это? Александр Лукашенко вынуждено опровергает. А вот есть ли смысл развивать производства в небольших уголках Беларуси? По какому образу и подобию?
А на кого вообще сегодня нужно равняться? С одной стороны философский, а с другой – очень даже злободневный вопрос прозвучит из зала.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Абсолютно вас поддерживаю. Вот будет у вас минимум два героя (я думаю, больше) – назовите их именем этот завод. Я вас поддержу, подпишу указ. Единственное, против чего я выступаю, это памятники. "Вот давайте памятник Лукашенко, Петрову, Сидорову!" Слушайте, мы делаем свою работу, какие памятники? Давайте будем от конкретного: возьмите недавно – ребята, наши пилоты, погибли, уводя самолет от Барановичей. Через год мы поставили на том месте памятник. И они заслужили это. Если кто-то заслуживает – ради бога. Но это не должно быть какой-то модой".
А вот что должно стать руководством к действию заводчан? Президент скажет прямо: работать и беречь завод. Так, глядишь, и до очередных рекордов недалеко.
К новым свершениям явно готов и Владимир Дьяконов. В сентябре он отметит 31 год в профессии уже в новом качестве. Такой вот неожиданный поворот в карьере накануне значимой даты.
Владимир Дьяконов, заместитель генерального директора завода по производству металлического листа и белой жести ООО «ММПЗ-ГРУПП»: «Коллектив прекрасный. Люди здесь работящие. С Миорского края – больше 400. Есть из России, из Казахстана, из Украины».
Стать одной большой технологической семьей – так будущее завода видит новоявленный директор государственного предприятия. Единственного в своем роде в Беларуси, нишевого, экспортно ориентированного.
Стальные листы покрывают слоем олова – так и получается белая жесть. Это один из самых экологичных упаковочных материалов. Продукция Миорского завода ждет покупателей. Заказчик может купить белую жесть в рулонах. Весит один такой больше 8 тонн.
И есть все основания полагать, что покупателей прибавится. В мире постепенно отказываются от одноразового пластика. А значит – больше используют белую жесть. Мировой рынок упаковки из такого сырья, по прогнозам, к 2030 году превысит 200 миллиардов долларов. И заводу в Миорах вполне по силам внести свою экологичную и экономически выгодную лепту.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram