Во Дворце Независимости сегодня обсуждали развитие микроэлектроники. Удовлетворить повышенный спрос и нарастить компетенции в максимально сжатые сроки – такие задачи перед учеными и предприятиями поставил Президент.
Слава времен СССР отгремела или переживает новое рождение? – вот в чем вопрос. Ведь спрос на отечественную микроэлектронику растет. Россия готова переносить в Беларусь заказы, которые раньше выполнялись за границей. Шанс, не иначе.
В то же время, как докладывают Президенту, наша страна и сама отчасти зависит от иностранных компонентов. Александр Лукашенко требует уходить от зависимости, где это возможно, но не рубить международное сотрудничество на корню. Придумана ли под это микросхема? И всякий ли импорт нужно замещать?
Микроэлектроника повсюду. Чтобы разогреть еду, работать на компьютере, улететь в космос. Для этого нам нужны чипы. Вот так на «Интеграле» делают микросхемы. Их помещают на пластину. Это если рассказывать упрощенно. Изготовление одной – порядка 800 операций и трех месяцев работы. Ее проверят, есть брак или нет.
Александр Дудкин, первый заместитель генерального директора ОАО «Интеграл» – управляющая компания холдинга «Интеграл»: «Нам удалось сохранить темпы экспорта. За 5 месяцев темпы экспорта по предприятию составляют 134%. Стоит отметить, что объем заказов, поступающих из России, увеличился фактически в два раза».
«Интеграл» выпускает более 3 тысяч наименований продукции. 95% идет на экспорт. Часть из них сегодня на импровизированной выставке во Дворце Независимости. Что есть белорусская микроэлектроника? И какой у нее потенциал? Александру Лукашенко демонстрируют белорусские производители. «Интеграл» – первый. Президент напомнит о визите на предприятие. Давал поручения, но, понятно, что время тогда было другое.
Александр Лукашенко в очередной раз твердит о цене момента для белорусских производителей. К беседе подключается «Пеленг». Космическое приборостроение без кооперации с «Интегралом» было бы невозможно. Заслуги – это хорошо. Но собственные технологии не должны стоять на месте.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– Что из этого ваше?
Павел Поздняков, генеральный директор ОАО «Пеленг»:
– «Пеленга» макет вот. Космического аппарата.
– Это ваше? «Интеграл» вам поставляет микросхемы?
– Да.
– Это блок микросхем?
– Да
– Устанавливаете это на железо свое?
– Да
– Оптика, железо ваше?
– Да. Электроника, в основном, зачастую импортная. Оптика наша.
– Что будем делать с импортной электроникой?
– В силу штучности позиций изготавливать своими силами нецелесообразно. Будем использовать импорт.
– Спутник дистанционного зондирования земли будет летать?
– Да!
Да, полностью отказаться от импорта микроэлектроники, по сути, не сможет ни одна страна. Но новый белорусский космический аппарат ученые постараются максимально сделать из своих компонентов. По импортозамещению нужно выходить, по сути, на космическую скорость, но все в пределах разумного, т. е. экономически целесообразного.
Николай Казак, генеральный директор ГНПО «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника»: «Оптоэлектронный генератор, который позволяет генерировать излучение СВЧ в той области, где работают радиолокационные станции. Этот генератор, у него шумы на два порядка выше, чем у американского аналога. Его покупает российский "Антей"».
И стоит такое устройство немало. О чем и речь. Белорусская продукция микроэлектроники востребована на российском рынке. Покупают у нас и те, кто давит санкциями. Такая вот ирония.
Николай Казак, генеральный директор ГНПО «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника»:
– А вот это – оптоволоконные линии задержки передачи сигнала и распределения сигналов.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– Где это используется? Вот американцам продали или кому?
– Они будут использовать в РЛС.
– То есть это для РЛС. Это тема оборонки?
– Да. Мы поставили эти линии, они используется для создания ложных целей.
– Отвлекающий то есть.
– Да! Наша цель – создать новую РЛС, макет, которая позволила бы иметь не точку, а силуэт самолета.
Ее планируют показать Президенту уже к концу следующего года.
Покажут Александру Лукашенко и тепловизор. Опытный образец прошел испытания, но нужно доработать программную часть. И здесь явно пришелся бы кстати ИТ-потенциал.
ИТ-специалисты вполне могли бы себе найти, что называются дело, т. е. технологию, по душе и вдохнуть в нее «программную» жизнь. Еще одна новинка для микроэлектроники – нитридные гетероструктуры. Если просто, то с такой основой микросхемы смогут работать в более экстремальных условиях. А вот это разработка института радиоматериалов для Ижевского радиозавода.
Юрий Кернасовский, директор ОАО «Минский НИИ радиоматериалов»:
– Здесь 5 микросхем в едином модуле. Поставили им 300 комплектов таких микросхем.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– Это вы изготовили или «Интеграл»?
– Нет. Мы с «Интегралом». У них кремниевые технологогии. У нас – арсенид-галлиевые. Не более 5 стран обладают такими технологиями. Мы обладаем. Потребность России есть. Большая потребность после того, как TSMC не поставляет.
Потребность у России и в фотошаблонах. Они тоже нужны для производства микросхем. Заказ на год – 1000 штук. Больше, чем в прошлом, выросли и цены. А вот оборудование для производства интегральных микросхем выпускает отечественный «Планар».
Сергей Аваков, генеральный директор ОАО «Планар»:
– Мы поставляем свое оборудование практически на все предприятия Беларуси и России микроэлектронного комплекса, а также дальнего зарубежья. Конкурентов в СНГ нету. Только в США, Японии.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– То есть вы в России будете востребованы?
– Да.
Есть заказчики из Зеленограда. Им нужны наши станки. И получается, если делать вывод из всего сказанного, уровень потребления Россией нашей микроэлектроники просто зашкаливает. Более того, у производителей зеленый свет и в плане финансов.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы даже не представляете, какие мы деньги готовы вкладывать, прежде всего Россия, во все это. И это если вы (по-мужски скажу) прошлепаете, будете телепаться на заднем дворе, и даже еще больше отстанете. То есть надо сейчас воспользоваться моментом. Я всегда говорю: не было бы счастья. Они ушли – до свидания. Но это надо чем-то заменить. Будем мобилизоваться! Вот правильно ты сказал. Надо мобилизоваться максимально».
Готовность сделать быстро и надежно тут же продемонстрируют Александру Лукашенко.
Юрий Кернасовский, директор ОАО «Минский НИИ радиоматериалов»: «В рамках импортозамещения оперативно сделали датчик контроля за 3 месяца БМЗ. Поставили в аппаратуру. Сейчас буем готовить опытную партию. Сделали 3 месяца по заказу БМЗ».
Если автомобиль перегружен, то датчик даст сигнал. В СНГ ему аналогов нет.
Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси:
– У нас целая серия суперкомпьютеров. Офисный. Их уже целый ряд. Этот 20 триллионов операций в секунду.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– А спрос есть?
– Да, в Минобразования, в Китай, в Россию, спрос есть.
Сергей Аваков, генеральный директор ОАО «Планар»:
– Наша ниша – это Россия. Но будем продолжать работать с американцами, тайванцами, китайцами.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
– Вам надо работать с теми, с кем будет выгодно и на перспективу. Надо запланировать мероприятие, чтобы я побывал в этой цепочке. «Планаре», «Интеграле», Академии наук. Что Президент должен видеть для контроля. Чтобы работать с руководством России. Сейчас проблема №1 у нас и россиян, да и всех, кто занимается импортозамещением. Поэтому нам надо воспользоваться и быть нужными Беларуси и России, но и не надо отказываться от американцев, китайцев, чтобы видеть уровень, на котором они работают.
Но в то же время жизнь показала (особенно наглядно на примере России, где делали ставку на то, что смогут всегда купить все на Западе в обмен на ресурсы), что никакой глобальной рыночной свободы нет. Это пустой звук, откровенно скажет Александр Лукашенко.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Сейчас для вас, отрасли микроэлектроники, как и для других отраслей, – шанс. Откровенно говорю: мы очень востребованы. Востребованы прежде всего в нашей братской России. И в Беларуси, пусть и немного, но вы производите для белорусского рынка все необходимое, допустим, для техники (автомобили, тракторы и так далее). Под это выделяется, прежде всего Россией, огромное финансирование. Работайте. Возьмите эти деньги и произведите конкурентоспособный товар».
Все продвигают свои интересы. Беларуси приходится ежедневно бороться за суверенитет и безопасность. И наращивать компетенции.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Наши разработки способны удивить и, главное, отрезвить людей, которые вынашивают агрессивные планы в отношении Беларуси и России, Союзного государства в целом. Однако даже в оборонной сфере мы пока еще зависимы от импортных компонентов, особенно тех, которые мы никогда не будем производить в Беларуси в силу того, что нам просто штучно они нужны, единично, и создавать огромные заводы за миллиарды долларов, чтобы себя оснастить. Это просто нерентабельно».
Тем более когда сохранили школу и на ее базе пошли вперед. В советские времена микроэлектроника, сделанная в Беларуси, не уступала мировым аналогам. Сейчас тоже во многом на передовых позициях. Это что касается космической оптики, рентгенографии, зондирования атмосферы, разработок для ВПК. А значит, это можно продать и заработать.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надо ускоряться для того, чтобы если не догнать передовые страны, то производить такой продукт, который не будет для нас критически необходим из-за рубежа. Все мы понимаем, что до распада СССР микроэлектроника, сделанная на территории Беларуси, была сопоставима по функционалу и надежности с товарами компаний, которые сейчас доминируют на мировом рынке. Да, когда-то конкурировали и не отставали. Однако и сегодня Беларусь, тем не менее, не утратила передовых позиций в мире по ряду направлений высокотехнологичного производства. По ряду направлений мы серьезно отстали. Это факт».
Но есть все условия, чтобы наверстать. Ведь убеждать российских партнеров в тесной кооперации уже не нужно. Уровень интереса колоссальный.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Работу необходимо, конечно же, вести в тесном сотрудничестве с Россией. Мы не скрываем наш интерес в этом плане. Потому что реализовать все наработки, которые у нас есть, можно только благодаря своевременному финансированию. Россия готова финансировать нас в этом плане. По крайней мере, мы с Президентом Путиным об этом много раз говорили и пришли однозначно к этому выводу».
А вот для координации совместной работы может понадобиться новый орган или даже целое белорусско-российское министерство. К этой идее нужно подойти взвешенно.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я хочу, чтобы вы понимали. Если мы создадим какую-то структуру над нашими министерствами, это проблемы не решит, просто будем тратить деньги. Поэтому надо серьезно подумать над координацией нашей работы и кто будет ей заниматься».
А еще сегодня Александр Лукашенко дал четко понять белорусским микроэлектронщикам: не надо выдавать желаемое за действительное. Только реальная картина и реальные разработки. В этом поддержат.
Петр Пархомчик, министр промышленности Беларуси: «Все то, что производилось и поставлялось в Россию из недружественных стран, Россия готова передать для производства на наши предприятия. "Планар" уже сегодня уже загружен разработками опытно-конструкторских работ для России на 5-6 лет вперед. Просьба Российской Федерации была сократить сроки выполнения этих опытно-конструкторских работ. Сегодня мы нашли сокращение сроков выполнения поставленных задач».
Заказов будет только больше. Таков прогноз Минпрома. Поэтому еще одна задача – кадровый потенциал. На совещании были ректоры технических вузов – БНТУ, университета информатики и радиоэлектроники. Им предстоит учесть это в педагогических планах. Ведь у тех, кто решит связать свою жизнь с микроэлектроникой, будут, по сути, уникальные возможности.
Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси: «Россия разработала стратегию развития микроэлектроники до 2030 года. Мы разработали концепцию, нужно оперативно разрабатывать программу развития микроэлектроники. Разрабатываются две союзные программы в сфере микроэлектроники. Надо разрабатывать быстрее, чтобы нам привлечь финансирование с Россией».
На базе Академии наук создан целый профильный кластер. Движение и технологическое развитие всех белорусских разработчиков должен увидеть Президент. Ведь микроэлектроника – на контроле. И все «звенья» должны работать быстро. Как и положено в высокоточной науке.
Подписывайтесь на нас в Telegram