Cуд вынес приговор по трагедии в ТЦ «Новая Европа»

Суд постановил обвинительный приговор по одному из самых резонансных дел в истории современной Беларуси.

Сегодня суд огласил вердикт студенту, устроившему резню в столичном торговом центре. В прессе его называли не иначе, как «убийца с бензопилой». Случай для Беларуси уникальный, и, несмотря на небольшое количество пострадавших, – бесчеловечный. Эксперты не исключают, что он может стать толчком к изменению в законодательстве. Свою вину осуждённый, кстати, признал, но нисколько не раскаялся. Подробности из зала суда – у Алексея Кряквина.

Перед оглашением приговора Владислав Казакевич коротко беседует с адвокатом. Внешне он спокоен, хоть и находится в клетке, равнодушно смотрит в сторону потерпевших, практически не замечает отца. В зале нет матери Казакевича: не пришла. На заседаниях родители неоднократно заявляли, их сын психически не здоров, и настаивали на лечении. Но экспертиза признала юношу вменяемым. Судью он слушал с лёгкой ухмылкой.

15 лет – это максимальное наказание для несовершеннолетнего – в момент преступления в октябре прошлого года Казакевичу ещё не исполнилось 18 лет. По этой же причине отбывать срок он будет в колонии общего, а не усиленного или строгого режима. Прокурор с решением суда полностью согласен. Суд удовлетворил и гражданские иски о компенсации морального и материального вреда. В общей сложности Владислав Казакевич должен выплатить потерпевшим 220 тысяч рублей.

Олег Буйленков, государственный обвинитель: «Мера и вид наказания полностью соответствуют тому, что было предложено. Что касается убийства, приготовления и хулиганства. В полном объёме. Это максимум по каждому из составов. Сомнений, что он подлежит именно такому наказанию, у меня не было».

В последнем слове Казакевич сожалел, что ему не удалось совершить действительно массовое убийство. Ни в университете, где он учился, ни в торговом центре. И даже угрожал, что когда-нибудь вернётся и сможет осуществить задуманное. Эти слова вызвали шок у пострадавших и родственников погибшего продавца – Елены Александронец. Именно она первой попалась на глаза Казакевичу, который пришёл в «Новую Европу» с бензопилой и топором. Именно она и стала единственной жертвой. Ещё две пострадавшие выжили, но долгое время провели в больнице.

Оксана Витвер, потерпевшая: «Возможно, моя рука снова будет в порядке. Но в один день забыть всё то, что произошло, невозможно. И больше не будет так, как было раньше».

Родителей Казакевича не раз критиковали за воспитание сына. Или точнее за его отсутствие. Отец осуждённого общаться с прессой после оглашения приговора отказался. Звучали и вопросы, достаточно ли суров закон для таких преступников. Будь Владислав Казакевич старше на несколько месяцев, ему грозило бы пожизненное заключение или вовсе смертная казнь.

Александр Александронец, потерпевший (супруг погибшей Елены Александронец): «Я считаю приговор объективным и правильным. Но за такие преступления надо наказывать серьёзнее. Думаю, в законе есть пробелы, о них должны подумать депутаты».

Похожее мнение высказал и государственный обвинитель.

Олег Буйленков, государственный обвинитель: «Данный процесс может стать основанием, чтобы этот вопрос был поднят соответствующими государственными органами, обладающими законодательной инициативой».

И такая практика существует. Так, два года назад до 14 лет снижен возраст привлечения к ответственности за торговлю наркотиками, а максимальный срок наказания для взрослых за такие действия увеличен до 25 лет.

Приговор в отношении Владислава Казакевича ещё не вступил в законную силу. У адвокатов и самого осуждённого есть десять дней, чтобы обжаловать приговор в Верховном суде.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram