Музей Кузьмы Чорного сегодня представил новую главу проекта к 120-летию со дня рождения великого писателя. Это первая выставка-рассказ о его отце – умелом плотнике Карле Романовском – через историю обычных вещей. Ощущение зрителя – точно попал на страницы романов «Зямля» и «Бацькаўшчына». По домам потомков тех, кого земляк сделал героями, и собирали аутентичные экспонаты.
Чорного частого сравнивают с Достоевским – сила мысли. У одного классика топор... вспомнили Раскольникова? Орудие труда, тяжёлого – такова наша проза. Отец первого белорусского романиста работал с деревом. Этому набору инструментов не меньше века.
Дед хранительницы вещей служил у пана Эдварда Войниловича. Также, как и глава семьи Романовских. Уличное прозвище – Каролікавы, дабы избежать казусов со многими однофамильцами. От предка знаменитого в музее... строки чужих мемуаров.
Если все романы у Кузьмы Чорного начинаются по-разному, то автобиография неизменно с фразы «Мой бацька…». Они были очень похожи: русые волосы, карие глаза – тимковляне вспоминали. Остаётся верить. Ведь ни одной фотографии Карла Романовского не сохранилось.
Укромный православный погост. Могила с именем не из святцев. Умер в 1938-м. 73 года. Методом нехитрых подсчётов – родился Карл 155 лет назад. Любил в свободную минуту посидеть на лавке. Слыл хорошим рассказиком. Вот откуда гений.
Схема от руки – Копыльская улица в Тимковичах до пожара 1933-го. Дом, который построил Романовский, «Каролік». Отец прорубил окно в глухой стене, сын – «роднай мове» в монументальной прозе. Писал о том, что с раннего детства знал и видел.
Подписывайтесь на нас в Telegram