​На сочинский Форум регионов главы государств прибыли из Душанбе, где в начале недели состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности. За непростым названием вполне понятная задача: защита своего территориально-экономического пространства от любых внешних угроз.

На сочинский Форум регионов главы государств прибыли из Душанбе, где в начале недели состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности. За непростым названием вполне понятная задача: защита своего территориально-экономического пространства от любых внешних угроз. Разумеется, приоритет здесь за политическими средствами, но на всякий случай в своё время было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования.

В ОДКБ входят шесть государств. Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. На карте проще всего отследить, откуда могут исходить угрозы странам-участницам, и если говорить о внешних (а ОДКБ создана прежде всего для реакции на внешние вызовы), то опасения вызывает Афганистан. После того как эту страну покинули международные миротворцы, там активизировались исламисты. А поскольку таджикско-афганская граница – это почти 1350 километров, то не учитывать этот фактор риска нельзя. Второй фактор – сирийский. Казалось бы, где Сирия, а где мы. Однако, на карте видно, что от сирийской границы до Еревана – всего 350 километров. То есть расстояние от нас до территории средневековья, в котором пребывают боевики Исламского государства, совсем незначительное. Навряд ли кто-то в ОДКБ ожидает от исламистов предложений о взаимовыгодном сотрудничестве. Значит, мы должны быть готовы к защите собственных интересов.

Стоит отметить, что наличие явной угрозы обычно становится хорошим стимулом для перехода от разговоров к действиям. В самом деле, проект «Исламское государство», кто бы его ни организовал, как-то подозрительно быстро продвигается и по Северной Африке, и по Центральной Азии. Поэтому на нынешнем саммите речь уже шла не о том, реагировать ли на это, а о том, чем вооружать Коллективные силы оперативного реагирования.

И вот тут мы подходим к самому интересному – к тому, что считать внешней, а что внутренней угрозой. Если формирования исламистов пойдут войной на Таджикистан или вторгнутся в Армению, то реакция предельно проста. Но экспансия «Исламского государства» строится прежде всего на идеологии. Агитаторы и проповедники работают как раз для того, чтобы взрыв государства осуществили его же граждане. И что делать в этом случае?

Пятый пункт правил применения Коллективных сил гласит: применение силы разрешается с целью подавления организованного вооружённого сопротивления террористических сил, а также для ликвидации незаконных вооруженных формирований и организованных преступных групп. То есть правовая база вполне достаточна. Но пока ОДКБ предпочитает не вмешиваться.

И межнациональный конфликт 2010 года в Кыргызстане, и спецоперация против боевиков «Исламского государства» в Бишкеке, и нынешняя напряжённость в Таджикистане, где мятеж поднял экс-министр обороны – все эти случаи признаны внутренним делом государств. Политического решения о применении Коллективных сил ОДКБ пока нет. Тем не менее они продолжают оттачивать навыки ведения боевых действий, и очередные манёвры уже в конце месяца примет на своей территории Армения.

На уходящей неделе завершились совместные российско-белорусские оперативные учения «Щит Союза – 2015». Если сравнивать с 2011 годом, то они стали немного меньшими по масштабам, однако более современными. Тут и беспилотные летательные аппараты, боевые роботы, новейшие системы радиоэлектронной борьбы и отражение сетевых атак.

Андрей Равков, министр обороны Беларуси: «Мы с Россией – Союзное государство, и защищать свои границы необходимо совместными усилиями. А для того чтобы защищать, необходимо уметь это делать. Учения подобного рода позволяют выполнить весь комплекс оперативных и тактических задач».

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram