Санкционный список и готовность к диалогу с Президентом Беларуси: чем удивил Евросоюз?

Санкционный список и готовность к диалогу с Президентом Беларуси: чем удивил Евросоюз?

Евросоюз на этой неделе удивил и не удивил одновременно. Грозились политики принять санкции в отношении Беларуси ещё в августе. Созрели к октябрю. Для этого даже пришлось активно придушить в объятиях Кипр, который этому поначалу воспротивился. И вот в первый день октября общественность дождалась. Правда, ответ получился так себе. С одной стороны, санкции приняты. 44 человека в списке. Александра Лукашенко в этом списке нет. В Евросоюзе пояснили – им нужно вести диалог. То есть они к нему готовы. И судя по этому непонятному и, мы считаем, исключительно символическому моменту, вести диалог Брюссель может только с одним человеком. Президентом Беларуси. Похоже, Евросоюз окончательно запутался в своих позициях. У стран – разные оценки, они часто противоречат друг другу. 


Чтобы понять, что является главным для каждого из 27 участников европейской встречи, достаточно оценить первые фразы, которыми лидеры ЕС сразу по прибытии обозначают повестку встречи: для Литвы и Польши – это отношения с Минском.

Тадеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: «Мы обсудим несколько очень важных вопросов. Во-первых, очень важной с точки зрения польской безопасности является Беларусь».

Для Италии, Люксембурга или, например, Болгарии – это совершенно другие волнующие темы.  

Джузеппе Конте, премьер-министр Италии: «В центре повестки дня – напряженность в Восточном Средиземноморье, отношения Турции и ЕС».

Ксавье Беттель, премьер-министр Люксембурга: «Есть определенные тревожные ситуации в мире, будь то Россия, отношения Греции и Кипра с их турецким соседом». 

Бойко Борисов, премьер-министр Болгарии: «ЕС должен быть способен производить все материалы, необходимые нам самим для борьбы с пандемией, чтобы не полагаться на третьи страны и не зависеть от других».

Разброс приоритетов внутри ЕС совершенно разный, вот и по белорусскому вопросу стороны дискутировали практически два месяца на разных уровнях и площадках. За политическими декларациями у Литвы везде читались претензии к белорусской АЭС, Польша не скрывала интерес в белорусской рабочей силе, у президента Франции вновь появился шанс заявить о себе как о лидере в ЕС, примерив на себя роль посредника в диалоге с Минском, Кипр и Греция вообще отказывались обсуждать Беларусь, блокируя любые инициативы, если Европейский Совет не накажет Турцию за бесцеремонное поведение на газонефтяных месторождениях в спорных водах Средиземноморья. В итоге белорусские санкции – это список из 40 чиновников, в основном из силовых структур, с запретом на въезд в ЕС и блокировкой возможных финансовых счетов в своей юрисдикции. Отсутствие в списке Президента Беларуси политологи объясняют принципиальной необходимостью для ЕС сохранения с официальным Минском возможности диалога на высшем уровне.  

Минск уже ответил симметричными мерами, объявив о создании своего «черного списка» европейских чиновников. Самым активным участникам антибелорусской риторики Польше и Литве белорусский МИД заявил о необходимости сокращения количества дипломатов в посольствах на территории Беларуси. В Европейском парламенте часть евродепутатов и сегодня считают всё происходящее внешним давлением на суверенное государство, даже несмотря на одобренную резолюцию по Беларуси. 

Политика двойных стандартов – это то, за что европейских политиков часто критикуют и внутри ЕС. К примеру, в последнее время самые жёсткие претензии Брюсселя в этом плане адресованы Венгрии и Польше, которых Евросоюз обвиняет в нарушении принципов верховенства права (из-за судебной реформы). Поддерживая друг друга через право вето, Будапешт и Варшава успешно отбиваются от претензий коллег по союзу. Демократия бывает разной,  например, правильной или выгодной.

Если минувший саммит назывался специальным, то есть внеочередным из-за накопившихся оперативных вопросов – вроде Карабаха и отношений с Турцией, то следующая плановая встреча лидеров ЕС пройдёт уже через две недели. Беларуси в повестке уже нет. Основные темы – это отношения с Великобританией, сделка с Лондоном всё ещё не закрыта и опять находится под угрозой срыва, тема климата и попытки создать к 2050 году в Европе нейтральную, безуглеродную среду. Это большие деньги и бюджеты, которые нужно тратить уже сейчас. В условиях, когда финансовый кризис только разворачивается. Конечно, это новые разногласия и новые споры.

Подробнее – в видеоинформации.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Руслан Поддубский