Санкции и давление на Россию: как создается «управляемый хаос» и кому это нужно?

Санкции и давление на Россию: как создается «управляемый хаос» и кому это нужно?

В Украине, которая до недавнего времени входила в СНГ, спустя 7 лет после Евромайдана протестующие снова хотели разбить палатки. Если оглянуться назад, то таких уличных и революционных событий только на пространстве СНГ наберется на несколько предыдущих лет. Здесь и Армения – премьер Пашинян, который сам в свое время был кумиром улицы, теперь вынужден сдерживать порывы толпы, настойчиво требующей его отставки. Кыргызстан, где основы государственных институтов размыты, а фундамент власти как будто слеплен из глины. Одна ночь – и нет власти, закона и порядка. Плюс Молдова, где новый президент, но старые проблемы с дефицитом властных полномочий. 


Почему все это происходит здесь (в нашем регионе) и именно сейчас? Случайность? Нет, однозначно, – слишком много закономерностей. Есть силы, которые создают так называемый «управляемый хаос» и плетут «пояс нестабильности». 

Праздничная мишура, елки, игрушки и огоньки. Россия, как и весь мир, готовится к Новому году. Люди загадывают желания, а специалисты составляют прогнозы. 2021-й вряд ли будет легче 2020-го, говорят они. Коронавирус уже сделал заявку на геополитическое перераспределение мировых сил. Ведь пандемию недаром все чаще сравнивают с войной: уносятся жизни, экономики уходят в пике, люди недовольны. А раз есть искра, то найдутся и те, кто с удовольствием разожжёт пламя. И если говорить о России, то горячо в этом году стало именно у ее границ и ее союзников. Революционно «заведенная» внешними игроками Беларусь, перевернувшийся в политической чехарде Кыргызстан, взрывающийся Карабах, «замороженный», но «тлеющий» Донбасс, перспективно конфликтные Молдова и Приднестровье. И в отношении каждой из этих ситуаций – шквал критических заявлений Запада в адрес России: кольцо сжимается. 

Но именно 2021-й как год для обострения борьбы с Россией Запад наметил для себя еще в 2019-м. Будущей осенью страна будет выбирать парламент. Если электоральную поддержку Путина западным партнерам все еще трудно оспаривать, то именно выборы в Государственную Думу способны стать протестным триггером. Так уже было в 2011-м, когда недовольные победой «Единой России» граждане «раскачивали лодку» на Болотной площади в Москве. А тут еще на 2021-й год как-то намекнул теперь уже бывший посол США в России Джон Хантсман. Покидая свой пост, он выразился многозначительно.

Джон Хантсман, посол США в России в 2017-2019 гг.:  «Мы на пороге очень интересных событий в ближайшие несколько лет. Мне жаль, что меня здесь не будет, чтобы наблюдать эти события и докладывать о них. Думаю, будущее будет довольно интересным и поистине увлекательным, возможно, даже непредсказуемым».

Судя по всему, это значит, что Майдан в России все-таки назначен. И происходящее по периметру, действительно, репетиция. Внутри страны начался кастинг: отбор тех, кого совсем скоро определят в «лидеры мнений», и «драйверы революции». Схемы хорошо известны и отработаны: где-то с большим успехом, где-то, как, например, в Беларуси, – с меньшим. Активизируются созданные за границей телеграм-каналы. Наши экстремисты, кстати, еще осенью перебежали на российское информационное поле. Поощряется любая протестная активность. Это про Хабаровск. Но цензурируется и блокируется любой неугодный пророссийский контент в западных соцсетях и на их же площадках видеохостингов. Россию обвиняют, критикуют и грозят санкциями. В общем, «разогревают» заранее, потому что, похоже, другого варианта сейчас нет. А конкретно – нет военного превосходства.

Только и остается, что разрушать страну изнутри. Сейчас более 300 российских организаций и десятки физических лиц под санкциями. Введены они, например, против всех энергетических компаний. Наказывать практически уже некого и нечего. Но, как говорится, кто ищет… 

Владимир Путин, президент России: «Конечно, будут пытаться вмешиваться, все время так делают. И не только в наши выборы, по всему миру практически. Это наша глобальная политика – как базы по всему миру, так и вмешательство по всему миру. Мы это знаем, мы к этому готовимся. Россия сможет эффективно этому противостоять только в том случае, если подавляющее число российских граждан будут понимать, что это вмешательство и что РФ обязана этому противостоять, что это недопустимо и РФ сама должна определять свою судьбу».

И в этом стремлении побольнее «укусить» Россию все средства хороши. Даже, например, сговор с белорусскими политэмигрантами. На неделе на этом попался Глава комитета по иностранным делам Бундестага Норберт Рёттген. Его от имени Светланы Тихановской разыграли российские пранкеры. Хотя темы обсуждали нешуточные.

С «Северным потоком» – понятно. Это хорошо известный, такой даже ретрорычаг западного давления на Россию. Но и обсуждение Навального здесь не кажется случайным. У них с Тихановской действительно очень похожий кейс: оба якобы страдают от режима, оба с ним сражаются, делают это из-за границы, где обласканы и пригреты. За что всегда готовы помочь в создании проблем собственным странам. Такой удобный для нажима собирательный образ «мальчиша-плохиша». Как и Тихановскую против Беларуси, Навального используют в битве с Россией. Накануне Нового года заметно активнее. На днях он выдал «сенсацию» о своем двойном и даже тройном отравлении. Доказательства, по заявлениям оппозиционера, – это купленные на черном рынке данные биллинга звонков и передвижений сотрудников ФСБ. Такие данные, кстати, получить, как и проверить законным образом, невозможно. Но проверять на Западе никто и не будет. А вот санкции за это – конечно! Чтобы повод не пропал, как и Тихановскую, «берлинского пациента» теперь будут беречь и, конечно, выжимать по полной.

А основной их интерес – нестабильность. И то, что Россия после Беларуси будет следующей, – вещь уже для всех очевидная. Запущен управляемый процесс региональной дестабилизации по широкому фронту – от Балтийского до Чёрного и даже до Каспийского моря. «Белорусский выступ» – как раз последний бастион в создаваемой Западом Евразийской дуге нестабильности. Именно его, подбираясь к России, сейчас пытаются подрезать. Москва хорошо это видит.  

Но осознавая все риски, анализируя, в том числе и опыт Беларуси, теперь Россия решила сыграть на опережение. В Госдуме уже почти приняты законодательные поправки из серии превентивной защиты. Они запретят, например, любое иностранное финансирование политической и протестной деятельности, усложнят работу НКО, расширят полномочия силовиков, введут ответственность за их деанонимизацию. По российским законам начнут регулировать и деятельность контентных интернет-платформ. За фейки и ложь им будут замедлять траффик или просто блокировать. Все изменения вступят в силу в 2021-м, когда давление на Россию только усилится. 

Аналитики считают, что дело сейчас в самом Западе. Последние новости из Америки и Европы – разве не свидетельство крайне сложного положения этих стран и неустойчивости их властных элит? А как лучше всего отвлекать внимание от внутренних проблем, если не проблемами внешними? Когда один из главных геополитических конкурентов погружается в кризис и хаос, всегда намного проще вести дела у себя внутри. Так что словесные экзерсисы о «непредсказуемых и удивительных» событиях, которые ждут Россию, уже с лёгкостью можно перевести на доступный язык – сейчас или никогда. Противники научились работать по-другому, не надеясь на танки и самолёты. Но и в Москве, похоже, теперь не строят иллюзий: для защиты нужно готовить свои инструменты. Чтобы, понимая ситуацию, вовремя разрабатывать контрстратегию. 

 


Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия