Санкции Беларусь и Россию не пугают. О чем договорились страны в Санкт-Петербурге?

Санкции Беларусь и Россию не пугают. О чем договорились страны в Санкт-Петербурге?

По курсу – Северная российская столица. На неделе это лучшая иллюстрация сложного переплетения наших взаимных экономических интересов. О которых говорят: «дорога с двусторонним движением». Масштабы – самые разные. Здесь и серьезная перестройка логистики белорусского экспорта, спасибо прибалтам, помогли рассмотреть новые возможности гаваней в окрестностях Санкт-Петербурга.  И если Усть-Луга нам уже хорошо знакома, то сейчас присматриваемся и к глубоководному порту Бронка. Здесь и все многообразие белорусских вкусов, безусловно, хорошо знакомых питерцам и для которых зеленый свет на полках магазинов, особенно в момент, когда некоторые европейцы громко хлопнули дверью. Так не в этом ли наборе слагаемых, когда мы действительно друг друга дополняем, следует искать нашу совместную союзную стратегию на санкционной войне?


Питерская Нева только-только начинает сбрасывать с себя ледяные оковы. До начала навигации еще недели три, мосты сведены плотно. Похоже на сложившиеся отношения между Северной российской столицей и Беларусью. Нас, как подвижные пролеты, всегда тянуло друг к другу. И развести не удавалось. Сегодня эта близость – стратегия и даже перспектива выживания. В условиях беспрецедентного санкционного давления белорусский десант во главе с премьером прилетел в Питер, чтобы не словом, а делом быть поддержкой для стратегических партнеров.

Санкт-Петербург по объемам торговли уступает лишь Москве и столичной области. Два месяца назад губернатор Александр Беглов приезжал в Минск и встречался с Александром Лукашенко. Тогда стороны констатировали: по товарообороту мы выходим на допандемийный уровень – 1,7 млрд долларов. Поставили перспективную планку, но ситуация стремительно изменилась, что вынуждает на ходу вносить коррективы в двусторонние бизнес-планы. Это не неожиданно, а потому продумано то самое окно возможностей, о котором говорил Александр Лукашенко на недавней встрече с Владимиром Путиным. А где это окно рубить, как не в Петербурге?

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Задача сейчас на этом этапе – воспользоваться теми возможностями, которые нам предоставлены. Опять-таки, подчеркиваю, говорим: не преодолеть вызовы и трудности, а воспользоваться теми возможностями, которые предоставлены. Мы очень много говорили об импортозамещении, о наращивании совместных поставок. Мы полны решимости в том, что превзойдем объемы товарооборота, которые сложились в 2021 году. Первый месяц этого года уже значительно плюсует к прошлому».

Понятно, что под западным прессом эффективное торгово-экономическое сотрудничество – это уже не просто важное направление взаимодействия, это необходимое условие успешного противостояния, скажем прямо, в экономической войне. Санкт-Петербург, который пережил блокаду, кажется, и сегодня на генетическом уровне больше всего боится голода. Прокормим! И себя и соседей. «Друг познается и еде», – Беларусь не просто успокаивает. Лучшую нашу продукцию привезли с собой на первый продовольственный форум. За два дня подписано контрактов на один млрд российских рублей.

Алла Ломакина, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси: «Продовольственная безопасность – это приоритет в Беларуси и России, тем более в текущей ситуации. Конечно, мы подстрахуем коллег. На 22-й год мы подписали номенклатуру продукции, которую будем поставлять в СПБ. Это объемы, практически превышающие уровень прошлого года. Поэтому, я думаю, что мы и подстрахуем коллег. Это будет взаимовыгодное сотрудничество. И не только с Санкт-Петербургом. Это же логистический центр, и я думаю, что весь Северо-Западный регион будет в приоритете».

Исполнить все контракты, о которых договорились ранее, – еще одна первоочередная задача. Это касается и строительства, и работы в инфраструктурных проектах, и поставок дорожной техники. Минск, например, уже несколько лет решает транспортные проблемы Санкт-Петербурга. Зафрахтовано почти 900 наших автобусов, 400 уже поставлены. Белорусы дают слово, – несмотря на санкции, приедут все: полсотни во время нынешнего визита. Среди новеньких МАЗов – первый автобус без импортных комплектующих. Значит, можем и сделаем все, чтобы город на Неве, как и планировал, запустил собственную транспортную программу. Заказывали машины именно под нее.

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга: «Для нас очень важно иметь качественный транспорт, который не зависит от импортных поставок. У белорусской стороны есть такой транспорт. Хотел бы отметить, что он на газомоторном топливе. Мы и ставили такие условия, и белорусская сторона пошла нам навстречу, и производит».

В перспективе новые договоренности. Есть в Петербурге еще узкие места. Причем это не фигура речи. Администрацию, бывает, ругают за не очень хорошую уборку улиц от снега. А у них для этого просто нет машин, чтобы проехать по нешироким тротуарам. Обещали вроде англичане. Ну, теперь с ними понятно. А поставят все-таки белорусы. У нас есть две такие модификации. Кроме того, наш «Амкодор» выступит еще и инвестором. Предприятие давно работает с россиянами над элементной базой. Так вот, гидравлика у них – из Екатеринбурга, топливные и масляные баки – с Камского завода, аккумуляторы – из Курска и Тюмени. Теперь еще в нескольких российских регионах белорусские машиностроители планируют создать десятки новых рабочих мест.

Александр Нахаенко, директор представительства холдинга «АМКОДОР» в Москве: «Сегодня у нас куплена площадка в Брянске дополнительно для расширения линейки техники и, в первую очередь, для производства элементной базы, и проводится работа по выделению участка земли в Ленинградской области в Гатчине под строительство торгово-сервисного центра и завода по производству сельхозоборудования и коммунальной техники».

А вот человек за рулем белорусского карьерного самосвала уже в историческом центре Санкт-Петербурга, может быть, страшный сон для культурологов, но уникальная перспектива для петербургских студентов. Здесь никакого вреда для памятников, зато польза для тех, кто обучается горному делу. БелАЗ во время нынешнего визита открыл в Питере уникальный центр компетенций. Кругом электроника и виртуальная реальность. Это кооперация и белорусско-российских высоких технологий, и сотрудничество в подготовке кадров. Сам автомобильный гигант сейчас говорит о том, что их склады опустели. Особых проблем из-за санкций нет – до 80% комплектующих – это совместный продукт именно с Россией. Техника уходит прямо с колес. Вот несколько машин привезли на выставку на ВДНХ в Москву ко Дню единения. Предупредили покупателей на Урале и в Мурманске, что сделают крюк. Российское министерство промышленности, зная, что руководство БелАЗа будет в Москве, сразу же пригласило их для переговоров. Похоже, проблемные вопросы, как и требовали Президенты, действительно, стали решаться с колес.

Сергей Никифорович, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг»: «Я не буду раскрывать всех секретов, чтобы не давать повод нашим конкурентам и нашим "партнерам" осуществлять некую деятельность против нас. Принципиально определён критический импорт критических комплектующих, где мы – Россия и Беларусь, должны очень быстро и оперативно заняться разработкой, увеличить наши мощности, чтобы мы могли друг друга обеспечить по всем ключевым позициям, где мы сегодня испытываем определенный дефицит. Еще раз хочу обратить внимание: это делается быстро, качественно и мы не видим больших проблем».

Проблемы будут у чиновников, если будет по-другому: и в России, и в Беларуси председатели правительств сейчас не просто премьеры, а руководители антикризисных штабов. Они лично отвечают и за кооперацию, и за импортозамещение.

Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России: «У нас есть основные направления, где мы находим, во-первых, совместные точки роста, во-вторых, мы определили критический импорт, от которого зависят и наши промышленные предприятия, и наши, и промышленные предприятия Республики Беларусь. Определили основные компетенции, чтобы нам не конкурировать друг с другом – где какие направления выгоднее развивать. Это, конечно же, сфера машиностроения, это микро- и радиоэлектроника, это фармацевтика. Это легкая промышленность, химическая индустрия, машиностроение для топливно-энергетического комплекса, и вот сейчас по всем этим направлениям у нас идет активная работа».

Продукцию произведем, но для Беларуси сейчас еще важно ее доставить до потребителя. Бензин, мазут, масла, которые раньше уходили на продажу за рубеж через порты Литвы и Латвии, сменили экспортную прописку после того, как прибалтийские политики стали откровенно грубо вмешиваться в наши внутренние дела. В нынешних условиях, уход в российские гавани – вопрос не просто вынужденный, но теперь просчитанный и осознанный. Усть-Луга для наших товаров уже своя. Сейчас можем пришвартоваться и в питерском порту Бронка.

В условиях санкционного давления и фактически транспортной блокады наших стран Беларуси очень важно выйти на полномасштабное использование морских портов России. Петербургу нужно получать доход от собственных мощностей. Особенность нынешней ситуации в том, что формула «онли бизнес» сейчас неприемлема для обеих сторон.

И то, и другое россияне белорусам пообещали. Подробностей мало, это понятно. Санкционная война не позволяет скрупулезно рассказывать о своих стратегических планах. Экономическая разведка не дремлет и у противника. Единственное, что им нужно знать, – море у Беларуси действительно есть.

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «Я не буду вдаваться в детали, какой порт. Я скажу одно: мы свои логистические проблемы практически решили, которые возникли у нас в связи с блокировкой грузов по балтийскому направлению. Я об этом говорил еще в конце прошлого года, что проблем с транспортировкой белорусских грузов не будет. Могу сказать сейчас, что время мы зря не теряли, с российскими партнерами отрабатывали соответствующие схемы. Портов в России достаточно. Просто под разные грузы подходят разные терминалы».

С валютной выручкой за транспортировку белорусских грузов западные партнеры уже точно могут попрощаться. «Давай, до свиданья», – гегемонии доллара все громче и громче говорят и Россия, и Беларусь. Это, кстати, одна из контрсанкций. По большинству контрактов, даже по тем, которые были заключены в долларах, расчеты сейчас осуществляются в рублях. О платежах в национальных валютах постепенно договариваются и страны Евразийского экономического союза. Таможня, например, уже дала добро.

Михаил Мясникович, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии: «Именно перечисление таможенных пошлин осуществляется в российских рублях по курсу Центробанка России на дату перечисления. Не только между Россией и Беларусью, но и так же исключаем доллар и евро в расчётах между тремя государствами Евразийского союза – Армения, Казахстан, Кыргызстан, где так же осуществляется в национальных валютах. Это пример уже решенный. И следующий подход мы планируем в ближайшее время рассмотреть вопросы, связанные с расчётом за энергоносители на нашем евразийском пространстве».

Любые трудности, говорят, вытачивают опыт и закаляют характер. И Беларусь, и Россия сейчас проходят экзамен на способность эти трудности преодолевать. Мы мобилизовались и еще раз подтвердили друг другу, что можем быть надежными партнерами. Теми, кто никогда союзнику не даст ударить в спину.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская