С налогом по жизни

Продолжая тему «очеловечивания» экономики, обратимся к самому, пожалуй, обсуждаемому в Беларуси документу – Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Тому самому, которому много времени Президент уделил в ходе «Большого разговора» в прошлую пятницу.

Продолжая тему «очеловечивания» экономики, обратимся к самому, пожалуй, обсуждаемому в Беларуси документу – Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Тому самому, которому много времени Президент уделил в ходе «Большого разговора» в прошлую пятницу.

Разумеется, как и всякое обобщение, это тоже должно иметь свои исключения. Однако важно, чтобы при определении исключений во главу угла мы бы ставили здравый смысл и принятые в обществе представления о справедливости. В том числе и о таких исключениях пойдёт речь в материале Дмитрия Семченко.

Дедлайн продлён, но всё же он пришёл. Первоначально крайний срок уплаты сбора на финансирование госрасходов был намечен на 15 ноября прошлого года. Однако сработала классическая поговорка: гладко было на бумаге, но забыли про овраги, как это нередко бывает с новыми законами и указами – учли не всё.

Поначалу каждого пятого записали в «социальные иждивенцы» по ошибке, и справедливые возмущения студентов, декретниц и предпринимателей наделали немало шума. Потом разобрались, что называется, наладили систему, но в итоге из 470 тысяч белорусов, получивших извещения из налоговой, на данный момент рассчитался с государством примерно каждый десятый. В декабре Президент поручил доработать Декрет, чтобы в каждом конкретном случае учесть все обстоятельства, в том числе и сложную жизненную ситуацию.

Лошадь по кличке Зорька – главный помощник Сергея Кутузова. За несколько лет до выхода на пенсию мужчина полностью посвятил себя домашнему хозяйству. До ближайшего сельхозпредприятия 10 километров, вот на семейном совете супруги и решили, жить будут на пенсию жены и заниматься огородничеством.

Извещение о том, что Сергею Кутузову необходимо уплатить сбор на финансирование госрасходов, пришло в декабре. Для семьи сумма неподъёмная, равная месячному доходу. Официально мужчина безработный и холостой. На деле Сергей Иванович делит одну крышу на двоих с Валентиной Ивановной – живут давно, но без штампа в паспорте. Во всех семейных и финансовых тонкостях семьи в Лиозненском райисполкоме разобрались. Сергея Кутузова освободили от уплаты социального сбора.

Сергей Кутузов, житель д. Костеёво: «Как для меня, так работы не было… Это очень хорошо, что отменили – спасибо им большое за это решение!».

За пожилую семейную пару хлопотали и соседи, помогали собирать документы для подачи в райисполком. Когда местные власти принимали окончательное решение, брали во внимание и рекомендации местных жителей.

Надежда Попелкова, житель д. Перемонт: «В “Большом разговоре” Президента было сказано, что эти вопросы имеет право рассматривать и сельский совет. Сельский совет не райисполком, он знает каждого человека по имени-отчеству, знает ситуацию, в которой живёт человек».

В Лиозно из-за трудной жизненной ситуации освободили от уплаты сбора на финансирование госрасходов четверых граждан. А Витебске уже больше 40. На минувшей неделе комиссия, в которую входят сотрудники горисполкома, налоговой инспекции, комитета по труду, юристы, депутаты собиралась дважды. Заявление в службу одно окно (а именно здесь принимают документы) подали более 300 человек.

Семейное положение, количество детей, заработок, трудовая деятельность, пожилые родители, частые заболевания – принимая решение, комиссия учитывает абсолютно все жизненные обстоятельства, с которыми столкнулся гражданин. Окончательное решение принимается большинством голосов.

Зинаида Королёва, заместитель председателя Витебского горисполкома: «Какие-то другие нюансы, которые могут быть связаны, например, с переездом в связи с уходом за престарелыми родителями. Естественно, не так быстро можно было определиться по работе».

В Витебской области от уплаты сбора освободили уже 93 человека. В соседней Могилёвщине втрое больше. Безусловный лидер – Гомельская область. Там на основании сложной жизненной ситуации удовлетворили 455 заявлений. Впрочем, эти цифры – промежуточные. Они быстро меняются, так как на рассмотрении находятся ещё несколько тысяч заявлений. Причём около двух тысяч граждан получили отказы.

Андрей Лобович, первый заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси: «Здесь не должно быть никакого формализма – работа местных органов власти и комиссий должна объективно подходить к ситуации каждого человека».

Критики Декрета прежде всего настаивают на его финансовой несостоятельности, мол, поиск и взимание сбора стоят дороже того, что удастся собрать. Так вот: на данный момент собрали более 14 миллионов рублей. На эти деньги можно построить две школы, несколько детских садов или большую поликлинику с ультрасовременным оборудованием. В масштабах страны сумма может и небольшая, но ведь Декрет стимулирует десятки тысяч людей искать работу, выходить из тени и платить налоги всем, кто до этого работал нелегально. Что важно для экономики.

Екатерина Корнейчик, житель г. Витебск: «Я, например, добропорядочный гражданин, плачу налоги в казну – за это у нас развивается образование, медицина. И каждый гражданин, я считаю, должен поступать точно так же».

Поддерживают Декрет и все основные профсоюзы, что в общем-то логично, ведь защищают они прежде всего трудящихся, а тем, кто социально уязвим, этот сбор теперь не грозит.

Виктор Малиновский, председатель Минского областного объединения профсоюзов: «Мы видим, что некоторые люди дома хорошие строят и не работают. Это как раз небольшая группа людей, которая не хочет свои доходы, заработки показывать. Профсоюзы за социальную справедливость. Ребята, давайте будем по копеечке в общий каравай страны скидываться, чтобы она развивалась и росла».

Некорректно и связывать белорусский Декрет с советским указом по борьбе с тунеядцами. Теперь никто никого не заставляет работать, но за потребляемые за счёт других социальные блага всё же придётся рассчитаться. 

Подписывайтесь на нас в Telegram