Кстати, ещё один шаг к оздоровлению экономики главный финансовый регулятор видит в том, чтобы отучить белорусов думать и считать в иностранной валюте. Ведь есть свой, родной рубль.
Как известно, не так давно введён запрет на расчёт в валюте или выставление цен в долларах в турфирмах, страховых компаниях и на заправках. Но произойдёт ли «дедолларизация» в кошельках и… головах?
У сети «Тенденция» нехорошая тенденция. Один магазин хозяйка Татьяна ликвидирует, два других – на грани закрытия. Аренда помещения стала неподъёмной. Ставка привязана к евро.
Татьяна Скоробогатая, директор сети магазинов модной одежды: «Привязка к евро всегда неудобна. Это дополнительные риски».
Курс вырос почти на 30%. На столько же подскочил в цене и квадратный метр. Владельцы площадей на уступки не идут.
Татьяна Скоробогатая, директор сети магазинов модной одежды: «Аргументируют своими затратами, инвестициями, вложенными в центры, такие большие и красивые. Мои силы на исходе. Не видя перспективы, работать в таких ставках я не могу».
Вот оно, типичное проявление долларизации. Доходы магазин получает в белорусских рублях, а расходы приходится корректировать с учётом изменения валютного курса.
Правда, лёд тронулся. Первыми под статью «дедолларизация» попали страховщики и турфирмы. С 1 марта Нацбанк запретил продавать за валюту полисы и зарубежные туры. Однако не всё оказалось просто. Да, в соседних странах страхуются только в родных дензнаках. В Польше есть программы в валюте, но среди поляков они не популярны. Иное дело – белорусы. По итогам 2014 года страховщики радостно потирали руки. Наконец-то накопительное страхование жизни и дополнительной пенсии пошло в гору. Подоплёка валютная – возможность откладывать на будущее детей и старость в долларах и евро. Ну не хотят пока белорусы доверять свои накопления на 3, 5, а то и 20 лет в рублях. Теперь страховщики просят не ставить подножку.
Ирина Мерзлякова, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков: «Хотелось бы, чтобы на какой-то период оставили жизнь валюте. Чтобы это стало последним шагом в дедолларизаци – перевод страхования жизни и пенсии в рубли».
Идею работать только за рубли турфирмы восприняли настороженно. Боятся сбоев с покупкой валюты, опасаются конкуренции со стороны Киева и Москвы. Мол, за более дешёвыми турами белорусы поедут туда. Прогнозируют рост цен на 3-4% из-за конвертации. Но в целом с участью смирились. Кроме одного пункта.
Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций: «Для любого государства это норма, и для нас в том числе. И нормально. Всё станет на свои места при гарантии покупки валюты. Но почему нельзя рекламировать это в валюте, хотя платежи будут производиться в белорусских рублях?»
Вопрос весьма актуальный. Уже два месяца. Минторг «чистит» торговое пространство в Байнете от у.е., долларов и евро. Он – правая рука Нацбанка в нелёгком деле дедолларизации.
Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли: «В правилах торговли, в правилах оказания бытовых услуг чётко прописано, что цена на товары и услуги должна быть указана в белорусских рублях».
Расправа над нарушителями сурова. Вплоть да закрытия интернет-магазина. Причём с нарушителями не церемонятся. За последнее время была приостановлена работа 35 торговых площадок. Теперь Минторг обещает взяться за услуги, в первую очередь за сайты с предложением строительных и ремонтных работ.
Ирина Барышникова, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли: «И здесь мы столкнулись с той же ситуацией. Указывают в долларах. Мы сначала упредили, чтобы все указывали свои цены в рублях, а затем будем активизировать контрольные мероприятия».
Чем так не угодила привязка цен к долларам или у.е.? И почему её нужно выжигать калёным железом? Ведь зачастую она просто применяется для сравнения цен. Ответ – в области экономической психологии. Так развивается вредная привычка считать в долларах. Мысли материализуются. В действия. Это как спусковой крючок. Негативная новость? На старт. Внимание. Марш! Граждане начинают опустошать обменники. Спрос на иностранную валюту зашкаливает, а на национальную падает. Курс растёт. Экономику лихорадит. Мы сами себе устраиваем финансовый девятый вал.
Анастасия Лузгина, исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC: «Люди очень быстро реагируют и стараются перевести свои сбережения в доллары или в другую иностранную валюту и возникают высокие девальвационные ожидания, которые могли бы не возникнуть при низкой степени долларизации».
Но вернёмся к турфирмам. Просьба указывать цены в белорусских рублях и евро на сайтах вполне уместна. Ведь иностранцев – потенциальных гостей Беларуси – семи-восьмизначные цены приводят в ступор.
Курса школьной математики будет скоро не достаточно даже в магазине. Из миллионеров рублёвых состоятельные граждане и предприятия рискуют перейти в разряд миллиардеров. А для подсчёта доходов, стоимости крупных объектов, придётся оперировать триллионами или даже квадриллионами. Чтобы в рублях было удобно считать, неплохо убрать с банкнот нули, т.е. провести деноминацию. Но эксперты говорят: для такого серьёзного шага необходимо, чтобы на протяжении хотя бы двух лет инфляция составляла менее 10%. Случалось, и в Беларуси инфляция опускалась ниже этой границы, но период затишья длился недолго.
В очереди на дедолларизацию – аренда. На днях Минторг внёс предложение: давайте законодательно пропишем установление арендных ставок в рублях. Премьер-министр Андрей Кобяков новацию поддержал: «Можно продумать какую-то разумную схему индексации, можно ввести базовую величину, ещё что-то предпринять. Но то, что мы должны уходить от доллара и евро, это абсолютно правильный подход».
В принципе, велосипед изобретать не надо. Ставки для государственных арендных площадей давно считают исключительно в рублях. Через базовую арендную величину. Её корректируют раз в год 1 апреля на размер инфляции. Арендодатели-частники верны еврозоне. Ставки оцениваются в евро, правда, оплата идёт в рублях по курсу. Многие предприниматели-арендаторы ратуют за первый вариант расчёта.
Владимир Карягин, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства: «Это вполне нормальный путь. Если где-то наша экономика чуть провалилась или вышла вперёд, то это как раз регулируется базовой величиной. Не надо снимать дополнительную шкурку с арендатора».
Арендодатели-частники против. В случае перехода на рубли шкурку будут снимать с них. Кредиторы. Кредитные отношения тоже долларизированы. На строительство новых центров взяты заёмные ресурсы. Хватит средств на покупку евро или долларов для возврата долга, если продолжится рост валютных курсов, а аренда будет зафиксирована в рублях?
Артём Давидович, ведущий специалист по управлению проектами агентства недвижимости: «Пока собственникам надо отдавать кредиты в валюте, они будут ставки привязывать к валюте. Может быть разговор про тех, у кого кредиты выплачены, но таких у нас немного. Т.е. рынок молодой, все только построились. Это очень маленький процент».
Андрей Алёшкин, директор брокерского подразделения международной консалтинговой компании: «Чревато полным ступором объектов, которые строятся».
Небольшая ремарка. Возможно, арендные отношения вообще нуждаются в перезагрузке. На каком основании чиновники в Витебске подняли с нового года плату за аренду в три раза? Даже для общественных организаций. Английский культурный центр теперь на грани закрытия.
Светлана Винник, председатель правления английского культурного центра: «Электричество, эксплуатационные расходы – это тоже большие суммы, речь будет идти о сумме больше 7 миллионов, это невозможно, и в таких условиях мы, конечно, работать не сможем».
Счета в валюте выставляют не только банки, но и предприятия-энергетики. Налицо долларизация даже на госуровне. Хотя энергетиков можно понять – энергоносители страна закупает исключительно за валюту.
Марина Найдович, директор инкубатора малого предпринимательства: «Вот, например, УП “Мингаз” выслал нам факсограмму о том, что наша задолженность составляет 3 106 долларов».
Николай Силинов, председатель совета Ассоциации нанимателей и предпринимателей Витебской области: «Сегодня в России электроэнергия стоит пять центов, потому что она была в российских рублях, в связи с девальвацией российского рубля никто не изменил стоимость электроэнергии, у нас же в связи с тем, что она привязана к доллару, привела к увеличению её стоимости и в белорусских рублях, и по отношению к нашим конкурентам партнёрам».
Вот такая круговая порука. И как тут отказаться от доллара и остаться на плаву?
Марина Найдович, директор инкубатора малого предпринимательства: «В условиях стабильности белорусского рубля. Пережив два месяца назад девальвацию, говорить сейчас о дедолларизации просто не самое лучшее время. Ценник, в чём выставлять, не решит текущих экономических проблем».
Конечно, дедолларизация нужна. Да, она непопулярна, порождает краткосрочные неудобства. Но вообще-то их можно перетерпеть. При одном условии. Если этот процесс шагает в ногу со стабилизацией курса и снижением инфляции. Тогда восстановится доверие к белорусскому рублю. Но период финансовой стабильности должен длиться не год-два, а лет пять. Хорошие финансовые привычки формируются долго.
Подписывайтесь на нас в Telegram