К тому, что сегодня происходило в России. Если кратко: прогулки закончились и шутки тоже. Генпрокуратура России предупредила: будут провокации и беспорядки – будет статья, 212-я УК России. И будет лишение свободы: за организацию – до 15 лет, за участие – до 8-ми. Вот так строго, по закону. Но некоторые, впрочем, рискнули. Что было дальше?
В Москве, как и по всей России, сегодня ожидаемо гуляли. Знаете, в плане организации это уже неприкрыто напоминает белорусские протесты. Такое «кручу-верчу, запутать хочу». Координаторы незаконных акций ожидаемо пошли по пути польских телеграм-каналов, которые работали и работают на белорусском поле. За неделю дважды менялась дата выхода на улицы, предлагались разные точки сбора, вероятно, для того, чтобы силовикам было труднее подготовиться. В итоге протестная суббота, как и у белорусов, сменилась воскресеньем. А митинговать призвали вблизи режимных, а значит, особо охраняемых объектов. Полиция, например в Москве, в ответ пошла на беспрецедентный шаг – перекрыли весь центр города, закрыли семь станций метро, запретили проезд по всем прилегающим дорогам. В общем, и митингующим, и журналистам пришлось сегодня побегать.
Хотите гулять? Гуляйте. Только если ваша цель – митинг, сказку о том, что вы просто шли в магазин, как любили говорить белорусские демонстранты, превратить в быль не удастся, предупредили накануне политически активных граждан российские власти. Каждый пешеход в связи с провокационными заявлениями оппозиции и не снятыми коронавирусными ограничениями превентивно будет приравниваться к потенциальному участнику незаконной акции. В центр Москвы сегодня не ходили автобусы. Агрегаторов такси и каршеринга, сотовых операторов, владельцев парковок обязали передавать данные о пассажирах, направляющихся в «закрытую зону» во время несогласованной акции. На полную мощность задействовали систему слежения за дорожным движением «Поток» и систему распознавания лиц «Купол». Как и в Беларуси, координаторы закричали: власть истерит, власть боится. Даже зная цифры участников прошлого субботнего митинга, а по самым нескромным подсчетам по всей стране их было 250 тыс., заводила протестов Алексей Навальный и на этой неделе подогревал, повторяя знакомую все белорусам мантру: «Нас сто тысяч миллионов».
Полиция, как и в прошлую субботу, начала превентивные задержания задолго до старта митинга. Практически всех лидеров оппозиции посадили под домашний арест без права выхода в интернет. Люди взрослые, думающие накануне проводили в российских школах и вузах беседы, где объясняли: участие в несанкционированных митингах небезопасно, и все это будет, посмотрите на Беларусь, неотвратимо иметь последствия. В некоторых российских вузах уже начали отчислять студентов. Но даже в день самой акции полиция пыталась по-хорошему отправить тех, кто явно не дорос до уличной политики, по домам.
– К вам полиция подходила, почему?
– Спросил, несовершеннолетние мы или нет. Мы сказали, что мы совершеннолетние. Сказали быть аккуратными, могут быть травмоопасные действия, митинг. И все. И ушли.
– А вы почему сегодня сюда пришли?
– Я думаю, что на этот вопрос не надо отвечать.
Отвечать, конечно, не надо, когда нечего. Свергнуть Путина, как и у нас «уйти Лукашенко», ведь это не программа, а демагогия. И так все требования протестующих размыты, а иногда просто написаны на заранее подготовленных и вложенных в руки плакатах. Как и в Беларуси, настроения задают соцсети. Всю неделю там велась планомерная накрутка людей. Начался деанон силовиков, ролики о фашистах и слабовиках в каналах с оригинальными названиями «Каратели России» миллионными тиражами. Но и в Москве, и в Минске кто этого уже боится?
Сергей Михеев, политолог: «В общем и целом ничего потрясающего не произошло. Даже в масштабах Москвы. Мы видели и гораздо более массовые акции – это первое. Во-вторых, так и не получилось сакральных жертв. Никого из оппозиционеров не убили, не переломали им кости. Сейчас достаточно жестко власть реагирует. Мы видим этих блеющих оппозиционеров, которые еще вчера были героями, а сейчас что-то блеют невразумительное: я извиняюсь, я не думал, я не хотел».
Вот чтобы этого избежать, не реагировать на провокационные призывы оппозиции и не выходить под дубинки, призвали и многие российские селебрити. И сразу же попали под волну хейта. Яркий пример – с продюсером и шоуменом Семеном Слепаковым, когда-то поддержавшим наших «невероятных». Спросил бы у белорусских коллег, что такое травля. А вот так, без опыта, Слепаков «позволил себе» усомниться в «мирности» российских протестующих и упрекнул их в лицемерии. За что получил неприкрытые угрозы. И отповедь от Юлии Навальной, замещающей сейчас сидящего мужа.
За эти высказывания Слепаков, в общем, за что боролся, сразу же был интернет-люстрирован: его Twitter оказался заблокирован. А люди со светлыми лицами пошли дальше, в народ. Как и в прошлую субботу, сегодня гуляния начались в городах Сибири и Дальнего Востока. А именно они тогда отличились жестким противостоянием с полицией. Туда накануне были выведены дополнительные силы ОМОНа и Росгвардии. Силовики, зная опыт Беларуси, готовились к разным сценариям развития событий. Поэтому во всех городах, где собирали людей, подходы к точкам сбора также были перекрыты. Координаторы старались быстро менять локации. Во Владивостоке, например, людей увели на лед в море. На заметку гуляющим белорусам – оригинальное место поводить хороводы.
На хороводы ОМОН спокойно смотрел со стороны. Ну развлекаются люди. А вот любые радикальные действия пресекались на корню. Были и те же сцепки с подростками или с невероятными людьми постарше.
Были те же попытки отбить задержанных, те же нападения и драки с полицией, в Москве был обезврежен человек с ножом. Еще с прошлой акции силовики четко дали понять, что нянчиться никто ни с кем не будет. В автозак за участие в незаконной акции, например, попал известный ведущий Николай Сванидзе. Более жесткие задержания в Москве и Питере начались сразу же, как на улицах стали появляться провокаторы, которые определенно работали на картинку.
Не отпустят. В Питере полиция даже была вынуждена применить газ. Вот пример оттуда, как за несколько секунд можно невероятно изменить свою жизнь лет так на пару.
А вот людям в Москве, которых изначально провокативно позвали к ведомственным зданиям ФСБ на Лубянке и Администрации президента, пришлось походить по городу километров 10–15. Координаторы пытались перебрасывать их в разные точки. Даже отправили к «Матросской тишине». Да, мы знаем, именно так освобождают политзаключенных. Власти видя, что управление идет через социальные сети, так же, как и в Беларуси, просто стали глушить интернет. Люди, оставшись без четкого управления, стали разбредаться. Но полиция, вспомним о системе слежения, не ленилась встречать ранее отличившихся, особо мирных, на улице и даже в подъездах их домов. «Каратели» в Москве задержали даже собаку.
Нынешняя акция, как и митинги в прошлую субботу, без сомнения закончится новыми уголовными и административными делами. Не исключено, что людей выведут на улицы еще через два дня, во вторник. В этот день начнется рассмотрение ходатайства о замене условного наказания Алексею Навальному на реальный срок. Вместе с этим и протестное следующее воскресенье тоже в планах оппозиции. Что все больше актуализирует предупреждения из Беларуси: Россию принялись качать всерьез и вдолгую.
Подписывайтесь на нас в Telegram