Россия призвала объединить усилия в борьбе с «Исламским государством». Об этом накануне заявил помощник президента Путина Юрий Ушаков. Кремль готов «с учётом крайней опасности забыть прежние обиды и снять противоречия» для сотрудничества с международными антитеррористическим организациями. Эксперты связывают такой призыв с ухудшением ситуации не только в районах дислокации армии ИГИЛ, но внутри самой России.
О том, что «Исламское государство» пришло в Россию, стало известно неделю назад. После обнародования виртуальной присяги участников группировки «Имарат Кавказ» на верность лидеру ИГИЛ Абу-Бакру аль-Багдади. Боевики из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии заявили о создании собственной исламистской провинции внутри страны.
Несмотря на то, что само членство в ИГИЛ в России с недавнего времени считается уголовным преступлением, популярность террористической организации только растёт. По данным спецслужб в рядах ИГИЛ сейчас воюет около двух тысяч россиян, по неофициальным данным их может быть пять тысяч. Информация о переброске большой группы вербовщиков в Афганистан, а оттуда через республики Средней Азии – кратчайший путь в Россию, даёт основания полагать, что желающих пострелять или за идею, или за деньги может появиться ещё больше.
Бориc Долгов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН: «“Исламское государство” имеет целью экспансию на территорию России. Нельзя воспринимать эту угрозу, что будет какое-то вторжение со стороны “Исламского государства”. Нет, конечно, но проникновение, вербовка российских граждан, распространение идеологии “Исламского государства”, подготовка “спящих ячеек” на территории России, распространение фундаменталистской идеологии среди мусульман России – это будет, и возможны даже террористические акты».
Уже сегодня российские боевики группировки «Исламское государство» возвращаются на родину под видом туристов, потерявших документы. Правовых оснований для отказа во въезде в страну у пограничников нет. Спецслужбы отследить всех не в состоянии. Позже большинство обученных экстремистов начинают вести вербовочную деятельность. Только после громкого случая со студенткой МГУ Варварой Карауловой, которую остановили на турецко-сирийской границе, российские спецслужбы начали усиленно мониторить не только сайты террористических организаций, но и частные страницы пользователей в социальных сетях.
Крупнейшие сообщества «Исламского государства» в российском сегменте сети Интернет сейчас заблокированы. ФСБ обязало провайдеров передавать практически любую информацию о пользователях по первому требованию. Спецслужбы здесь, кстати, пошли по примеру Беларуси. Закон Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», над которым ещё совсем недавно иронизировали некоторые российские средства массовой информации, сейчас не только полностью списан страной-соседкой, но даже принят в более жёстком виде.
Правоохранительные органы теперь могут получать практически всю информацию о действиях пользователя в Сети. Логины и пароли, все адреса электронной почты, списки контактов, информацию о друзьях и подписчиках и даже сведения обо всех изменениях в аккаунте и попытках его удаления. Поводом для кальки белорусского закона стала информация о том, что в рядах ИГИЛ пока не зарегистрировано ни одного гражданина республики, а вербовщики не решаются работать в Беларуси. Между тем даже сами аналитики признают: принять закон ещё не значит заставить его работать. До сих пор в России в свободном доступе экстремистские фильмы ИГИЛа. Некоторые – с русскими субтитрами.
Арслан Хасавов, востоковед, эксперт Российского совета по международным делам: «“Исламское государство” представляет материалы не любительского свойства – это профессиональные видеосъёмки, в том числе показательных казней, был выпущен журнал на русском языке “Исламского государства”. В Республике Беларусь всё-таки более сильный контроль за религиозными организациями. Там, насколько мне известно, не ущемляются права верующих, напротив, им даётся возможность собираться, обсуждать важные для них вопросы, совершать обряды, предусмотренные религией. И, естественно, когда всё это находится в поле зрения органов государственной власти, а не распространяется по квартирам и подпольным учреждениям, тогда и контроль осуществлять гораздо проще, что, собственно говоря, и происходит в Беларуси».
По мнению экспертов, борьба с распространением радикальных исламистских идей в России должна носить как раз такой же комплексный характер. Жёсткое пресечение деятельности экстремистских группировок не будет эффективным без соответствующей социальной политики. Бедность и безработица в тех слоях населения, которые, как правило, являются кадровым резервом для исламистских группировок, пока остаются одной из главных причин, по которой люди уходят в ИГИЛ.
Подписывайтесь на нас в Telegram