Российский меценат подарил новые автомобили для белорусских инвалидов-колясочников

В Беларуси уже реализованы две программы по безбарьерной среде. Но единой республиканской по развитию социального такси нет. Где-то прибегают к помощи добровольцев, а в основном всё решается за счёт местных бюджетов.

В Беларуси всё большую актуальность приобретает социальная услуга – такси для людей с ограниченными возможностями. За пять лет ей уже воспользовались более 260 человек, но число обращений растёт.

Например, в столичном парке социального такси всего 19 автомобилей. Своеобразным продолжением такой помощи станут новые микроавтобусы. Их подарил белорусским интернатам меценат из России.

Для маленькой Иры и её бабушки социальное такси – большая помощь. Раньше для того, чтобы попасть в реабилитационный центр, им надо было встать в пять утра и ехать два часа. Но теперь, по решению столичных властей, вместо пяти положенных поездок в месяц дети-инвалиды могут делать столько заявок, сколько надо по медицинскому направлению. Но зачастую остальным своей поездки надо ждать месяц.

Нина Коткова, заведующая отделением срочного социального обслуживания: «Мы предлагаем то время, которое у нас есть свободное, или же предлагаем, что, если будем ехать по пути, вас тоже подвезём, но придётся проехать сначала на адрес первой заявки, потом другой. Как правило, с пониманием наши люди относятся. Есть, конечно, категория людей, которая хотела бы персонального подхода, но мы объясняем, что у нас две машины на район».

В год в соцслужбы поступает более 60 тысяч заявок. В день в среднем шесть звонков, максимум машины за несколько рейсов перевозят 16 человек. Притом что электрическими подъёмниками оборудованы не все. Но три в самом густонаселённом – Фрунзенском – районе столицы. 

Социальное такси пока не общереспубликанская практика. Она существует лишь в Минске, Солигорске и Гомеле.

Александр Румак, заместитель министра труда и социальной защиты: «Конечно, хотелось бы, чтобы участие в организации проектов принимал и наш отечественный бизнес, чтобы он проявлял социальную ответственность. Есть и механизм государственного социального заказа, когда можно воспользоваться поддержкой из местного бюджета, получить 50% средств на реализацию социального проекта».

И такие люди, кто без подсказок и гарантий льгот готов на деле оказать поддержку нуждающимся, есть. Николай Власюк – меценат из России – купил и передал Беларуси специально оборудованные микроавтобусы.

Николай Власюк, меценат: «Мы изначально, когда обсуждали комплектацию машин, обсудили с Министерством труда и социального развития, какой комплектации будут машины, и решили установить подъёмники сзади машин для людей с ограниченными возможностями. Крепления для колясок, кондиционеры, чтобы было комфортно и уютно передвигаться».

Машины встретили в Минске, а дальше они отправятся по регионам – в дома-интернаты для пожилых и инвалидов. Именно полноценная жизнь таких людей – в основе Конвенции по правам людей с ограниченными возможностями. Беларусь её приняла и скоро ратифицирует. Общий вопрос – как интегрировать людей в общество. Во Франции, например, предлагают выход «в люди» через Интернет.

Жан-Мишель Кодрон, докладчик организации Совета Европы: «Не знаю, как в вашей стране, но у нас уменьшают количество чиновников и всё больше вопросов решают через Интернет. Но, казалось бы, если человек куда-то звонит, ему нужно нажать кнопки. Для меня, которому за 50 лет, это уже доставляет неудобство. А человеку, у которого существует недостатки, ещё сложнее это сделать. Потому вопрос – как ему получить доступ к данному типу услуг».

В Беларуси уже реализованы две программы по безбарьерной среде. Но единой республиканской по развитию социального такси нет. Где-то прибегают к помощи добровольцев, а в основном всё решается за счёт местных бюджетов.

Марианна Щёткина, министр труда и социальной защиты: «Эта проблема озвучивается, стоит в каждой области. Социальное такси в Минске действует через автопарк, социальное такси на районах осуществляется через те автомобили, которые приобретены для территориальных центров социального обслуживания населения. Но можем сказать, что этого сегодня недостаточно, должен быть более широкий спектр услуг».

Даже если социальное такси приехало вовремя и доставило по адресу, выйдя из автомобиля, человек с ограниченными возможностями сталкивается с другими сложностями. Ведь поездки на прогулку или за продуктами в перечень мест, куда можно съездить по заявке, не входит.

Подписывайтесь на нас в Telegram