19 марта в России отмечали День подводника. В Беларуси – стране, не имеющей выхода к морю, об этом празднике тем не менее помнят многие.

19 марта в России отмечали День подводника. В Беларуси – стране, не имеющей выхода к морю, об этом празднике тем не менее помнят многие.

Хотя бы потому, что первую субмарину из металла спроектировал в ХІХ веке белорус из-под Белыничей Казимир Черновский. А первую металлическую подводную лодку в 1834 году построил белорус из-под Слуцка – Карл Шильдер.

Да и недалёкая от нашего времени история подводного флота знает множество белорусских имён. Три из них – капитана I ранга Василия Рудого, адмирала Вячеслава Апанасенко и капитана III ранга Анатолия Испенкова – на уходящей неделе увековечили мемориальными досками в маленьких белорусских городах, откуда они уходили на морскую службу.

Анатолий Бычков, капитан II ранга в отставке: «Соприкосновение с водой по ватерлинии – должна быть капля, это идеальная форма, чтобы не было турбулентности, чтобы потоки воды были ламинарные, и тогда лучшая обтекаемость и лучше ход».

О кораблестроении он может рассказывать часами. За воинскую службу на северном флоте построил два атомных крейсера, сейчас планы куда скромней, брать на борт получиться не более шести человек. Спускать на воду новую вместительную шлюпку капитан II ранга в отставке планирует уже этим летом. Как только Анатолий Бычков был списан на берег, обосновался на родине под Шумилино. Вдали от моря он создал Обольскую флотилию. И новая шлюпка не забавы ради – на Шумилинском озере летом будут открывать клуб юных моряков.

Анатолий Бычков, капитан II ранга в отставке: «И вот, цепляясь за историю мыслью, приходишь к выводу, что эту эстафету надо обязательно передать. Будет передана эстафета, возьмут её молодые люди, всё будет нормально».

Многие морские офицеры в начале 90-х, уходя в отставку, местом жительства выбирали родные места. Но в запасе не значит в стороне. В библиотеке посёлка Освея книги земляка Василия Рудого задерживаются редко. Ту, что с автографом, берегут особо, но всё же и это издание порой выдают читателям. А сама библиотека в скором времени будет носить имя единственного в Беларуси мариниста.

Татьяна Дмитриева, библиотекарь Освейской библиотеки: «Ну, вы же сами видите книг нет, все на руках, даже просила районную библиотеку, звонила: привезите на "Триптих любви". Тоже у них нет, выдана – книги у него интересные, с юмором».

Рудой – человек-легенда: кавалер ордена Красной Звезды, медали «За безупречную службу» всех степеней, 28 лет прослужил на флоте. 17 из них бороздил морские глубины на атомных ракетных подводных лодках, 4 года сам командовал К‑477. Об этом писал том за томом – «Сумасшедший экипаж», «Последний комиссар», «Триптих любви». А в интервью рассказывал, что воспоминаний хватит на много томов.

Но всем планам не суждено было осуществиться. Жизнь Василия Рудого внезапно оборвалась в прошлом году. Впрочем, он словно чувствовал, что не сможет долго прожить без моря. За письменным столом он не засиживался, взял под свою опеку два десятка местных мальчишек и девчонок. Первых гардемаринов набрали три года назад. Под командованием Василия Рудого детвора училась плавать, вязать морские узлы и знала всё о безопасном поведении на воде.

Арина Степанова, участница клуба юных моряков: «Он рассказывал всякие истории, с ним было интересно. Он нас учил, как ставить палатку, мы с ним купались. Ну он такой довольно позитивный человек».

Дело офицера сейчас продолжают друзья-моряки. Чтобы имена морских офицеров не стирались из памяти, в международный поход отправились моряки Беларуси и России, представители движения «Морское братство нерушимо». За четыре дня – четыре города. Стартовали в Москве. Чтобы вспомнить про капитана I ранга Василия Рудого, адмирала Вячеслава Апанасенко и капитана III ранга Анатолия Испенкова.

Причём о подвигах и боевом пути знаменитых моряков-белорусов рассказывали не только их родственники и кадровые военные. Но и известные актёры театра и кино, в амплуа которых есть роли, связанные с морем.

Юрий Назаров, народный артист России: «Я со второго класса мечтал быть моряком, стать моряком. Не взяли. Здоровье: пятки там, ахилловы рефлексы, не как должно быть у моряка, глаз косой, ещё какие то беды. Я не помню, но пришлось вот так отстаивать эту линию, сколько силёнок хватает, а там – как Бог даст».

Полина Нечитайло, актриса «Театра на Таганке»: «Морская душа у меня с детства. Росла среди моряков, выступала в Севастополе, пела, когда были трудные времена. Это всегда радость, юмор, жизнерадостность и великое жизнеутверждение этих красивых людей. Красивых по форме, по поступкам, по своему служению. У меня мороз по коже сейчас идёт, потому что я об этом рассказываю всегда с сердечной радостью за то, что мы принадлежим прекрасной стране и содружеству, потому что действительно братство боевое – всегда и на всю жизнь».

После столицы России – все остальные остановки в белорусских городах. 200 тысяч белорусов во времена СССР воинскую службу проходили именно на море. 74 стали адмиралами. С каждым годом их всё меньше.

Арсений Крицкий, автор проекта «Морское братство нерушимо»: «Я думаю, что подводники заслужили своей жизнью своим тихим и отчаянным долгом перед родиной, вечную память, за эту память, за эту память мы стараемся, боремся».

Прибрежная волна здесь хоть и не такой силы, как морская, и вместо кораблей – катера да лодки. Но не влюбиться в масштабы этой водной глади невозможно. Из посёлка Освея родом сразу восемь морских офицеров военно-морского флота Советского Союза.

«Аврора» подождёт – заместитель командира знаменитого крейсера не мог пропустить вечер памяти в маленьком посёлке Освея, где родился и жил после отставки его одноклассник Василий Рудой. Отныне его имя – на первой мемориальной доске в Освее.

Вячеслав Мартиросян, заместитель начальника музея на крейсере «Аврора»: «Нас выпускалось 59 человек, из них 11 моряков – белорусов. Море – это великое, во всех отношениях, это человеческая дружба, взаимопонимание, ведь на корабле, как говорится, не сбежишь».

В музее истории Чашников жизнь земляка Вячеслава Апанасенко занимает целую комнату, сын партизана выбрал море и стал контр-адмиралом, занимался разработкой ракетно-ядерных вооружений. Почти вся его служба прошла под грифом «секретно». Контр-адмирал застрелился чуть больше года назад. Из наградного пистолета. Он был смертельно болен, но из-за бюрократических проволочек семья не могла получить сильнодействующие препараты, чтобы облегчить его страдания.

Смерть адмирала вызвала огромный общественный резонанс. И, возможно, в ближайшем будущем правила выписки обезболивающих препаратов для онкобольных в России будут пересмотрены. В памяти Апанасенко остался настоящим моряком, сражавшимся до последнего вздоха. Его имя теперь на специальном памятном знаке в центре города.

Ирина Апанасенко, жена контр-адмирала Вячеслава Апанасенко: «Может быть, действительно на таком примере, как судьба моего мужа, может быть, поднимется судьба других детей, которые здесь растут».

Навсегда в Норвежском море остался Анатолий Испенков, на родине под Витебском: его могилу можно безошибочно определить по якорю у гранитной плиты. Спасая экипаж подлодки «Комсомолец», он остался на посту.

Из 69 членов экипажа 42 человека погибли. Подлодка, которая поставила абсолютный рекорд погружения 1020 метров и считалась непотопляемой, более 20 лет лежит на дне Норвежского моря. Документальный фильм о подвиге моряка смотрела вся Витебская школа, где он учился.

Вера Кутняшенко, классный руководитель капитана III ранга Анатолия Испенкова: «Я горжусь таким учеником, горжусь тем, что вот такой простой мальчишка, который, наверно, может кто-то и сказал бы – да разве он смог такое сделать, а вот, наверно, человек, который становится в такой ситуации, вспоминает, что он человек».

Десятки спортсменов ежегодно приезжают в Витебск, чтобы сразиться за Кубок Испенкова. О героическом поступке белоруса ученикам 8-й школы Витебска теперь будет напоминать мемориальная доска.

Зинаида Виноградова, сестра капитана III ранга Анатолия Испенкова: «Значит, следующее поколение будет учиться на его подвиге, они будут помнить его, и память о нём будет жить. И говорить, и знать об этом теперь будут многие, а так это только знали в нашей семье и нашем районе, а теперь это пойдёт дальше».

Объединение моряков ветеранов «Морское братство – нерушимо» было создано всего пять лет назад. А позади уже полсотни различных акций, и на каждой звучат имена белорусов-морских офицеров. В сентябре этого года с северных верфей Санкт-Петербурга на воду будет спущен и войдёт в состав разведывательного флота России корабль «Иван Хурс». Названный в честь прославленного вице-адмирала, уроженца Минской области. Чтобы помнили.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Олег Шапель
Операторы:
Олег Горюнов