«Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем». Автору этих слов исполнилось бы 80 летт! Рыгор Бородулин был первым и пока остаётся единственным «народным поэтом» независимой Беларуси.
Не «уходящей натуре» посвятили и вечер-концерт в минской Филармонии, и выставку-биографию. Она открылась в Троицком предместье столицы.
Есть у Максима Богдановича строка: «Я хацеў бы спаткацца з Вамі…». Сбылось, в наши дни. На 60 квадратных метрах музея Песняра национального Возрождения страницы жизни уже классика поколения 60-х, которое, читая стихи, собирало стадионы.
Раиса Боровикова, поэтесса, лауреат Государственной премии Беларуси им. Янки Купалы: «Панна Варшава ня раз вырашала, якія туфелькі ёй даспадобы…» – як гэтыя “ра” адразу гучаць. І як з простых радкоў робяць тую мелодыю, якая адгукаецца дрыжыкамі па скуры. Падобнае было, напэўна, толькі ў Блока: “Мы встречались с тобой на закате…”. І таму яго паэзія адразу была заўважана».
Задумали экспозицию год назад – ещё «при» Бородулине. Поэт лично сформировал в центральном Литературном музее свой фонд, передав часть рукописей, томиков «избранного», фотографий. «На глаза» тысяч поклонников таланта также «из не вошедшего». Это архив: сына, отца, дедушки.
Ольга Гулева, заведующая отделом музея истории белорусской литературы: «Хатняя кашуля, ў якой ён заўсёды хадзіў дома. І той знакаміты скураны піджак – сапраўды, нейкая цэлая эпоха. Мы разумеем, што сёння адляцела ўжо душа Рыгора Іванавіча, але застаецца яго паэзія. Я б хацела сказаць, што замкнулася толькі жыццёвае кола Барадуліна-чалавека».
В 79-й день рождения он вопрошал: «А стоит ли писать?». И отвечал: «Не писать я не могу!». На полке выставки – сборники лирики, эссе, переводов, критических заметок, начиная с 53-го года. Свежее – это первый выпуск «Дзённікаў і запісаў» Бородулина: Минск, 2015-й.
На столе в экспозиции всё по местам, как у Бородулина. Непривычно – лишь автографы под стеклом, ещё неизданные. Он хотел ввести в грамматику правило: слово «Поэт» – только с большой буквы.
С заглавной для него было и понятие «друг». К примеру, Василь Быков. Это 43 года в конвертах. Письма – одно за другим – связывали также Бородулина с Буравкиным, Шамякиным, Брылем… Все смогли услышать голос шестидесятника… и современника. Запись сделана в прошлом феврале.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram