Результаты проверки завода «Мотовело»: для модернизации производства потребуется около 10 миллионов долларов

Скорее мёртв, чем жив. Государственные контролёры обнародовали неутешительные результаты проверки завода «Мотовело». Производство уменьшилось в 10 раз, долги выросли до 20 миллионов долларов, рабочий коллектив сократили в шесть раз. Виновником плачевного состояния предприятия называют российского бизнесмена, который сейчас под следствием.

Бывший мэр Минска Николай Ладутько переступает порог проходной «Мотовело» в новой должности. Перед глазами вновь назначенного гендиректора предстают аккуратные производственные здания, чистые дороги и постриженные газоны. На этом положительные стороны завода заканчиваются. Чтобы найти рабочих, посетителю может понадобиться не один час.

Огромные пустые цеха по всей территории завода. В большинстве помещений не осталось даже станков. Собственник успел продать около трёх тысяч единиц оборудования. Большую часть забрала за бесценок литовская фирма. Обещанную новую технику для «Мотовело» покупать не торопились. Освободившиеся площади отдавали в аренду, закладывали под кредиты дочерних компаний, не имеющих к заводу никакого отношения, некоторые и вовсе готовили к продаже.

В 2007 году контрольный пакет акций «Мотовело» купила зарегистрированная в Австрии компания «Атек». Фактическим владельцем стал бизнесмен Александр Муравьёв. Он обещал вложить в предприятие 20 миллионов долларов, но вместо обещанных денег закрыл основные цеха велозавода и отправил опытных специалистов за проходную. Выпуск товаров сократился в 10 раз.

Из 2 300 работников осталось лишь 400. Валерий Криштоп один из них – собирает здесь велосипеды 40 лет. Пришёл на «Мотовело» в 1970-х годах неопытным юнцом, прирос к заводу и трудовой и сердцем. В 2007 году, как и остальные коллеги, поверил обещаниям бизнесменов.

Валерий Криштоп, слесарь механо-сборочных работ предприятия «Мотовело»: «Когда они приходили сюда, говорили, всё хорошо будет. Ничего не сделали. Продали станки, моторный цех развалили, "термички" нет, полировки нет. Покупают самое дешёвое китайское, а мы продаём».

А от огромного завода, рассчитанного на миллион велосипедов в год, самостоятельно производившего фактически все комплектующие, осталось небольшое сборочное производство. За первый квартал собрали чуть больше 10 тысяч велосипедов. Это при том, что необходимый годовой минимум на грани себестоимости – 300 тысяч. Российский инвестор обещал производить как минимум полмиллиона велосипедов. Работники не скрывают накопившиеся обиды.

Ольга Синяк, слесарь механо-сборочных работ предприятия «Мотовело»: «Нет горячего водоснабжения, зимой отопления нет, мы постоянно мёрзнем».

Осенью 2013 года предприятие посещал Александр Лукашенко. Президенту демонстрировали новые модели мотоциклов, опытные образцы снегоходов, квадрациклов, которые, впрочем, так и не пошли в массовое производство. Александр Муравьёв обещал «Мотовело» новые перспективы, но Президент уже тогда напомнил бизнесмену о невыполненных обещаниях и потребовал соблюдать инвестиционный договор. Однако спустя два года завод так и не дождался инвестиций, погряз в долгах и оказался на гране полного банкротства.

Леонид Анфимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси: «Я думаю, судьбу собственника решит суд, потому что я не определяю их судьбу. А с собственностью? Вы понимаете, собственности как такового предприятия, которое государство им передало, у них нет. Они его развалили. Поэтому что им оставлять и что у них забирать? Вот эти стены, которые вы сегодня видели без оборудования? Осталась только сборка, но сборочное производство можно и в гараже организовать».

В данный момент специалисты готовят антикризисный бизнес-план, но не скрывают – восстановить все утраченные производства уже вряд ли получится. Рассматривается и вариант совместного предприятия с китайской компанией, тем более 70% комплектующих уже идёт из КНР. В любом случае, один из главных брендов страны обещают сохранить.

Николай Ладутько, генеральный директор «Мотовело»: «Задача очень серьёзная. Рынок теряется очень быстро, а чтобы вернуть, нужно 4-5 лет. Чтобы модернизировать это производство, понадобится около 10 миллионов долларов».

Пока предприятие не может защитить от конкурентов даже собственную территорию. Прямо возле цеха припаркована техника, сделанная далеко от Минска. Серьёзную конкуренцию предприятию составляет ещё один бизнесмен, который раньше сотрудничал с «Мотовело», а сейчас организовал такое же производство, но в России.

Иван Синица, председатель профкома предприятия «Мотовело»: «Он покупает в Китае комплектующие, мы тоже. Но из-за серых схем, которые применяются при поставке в Беларусь, мы стали менее конкурентоспособны».

Так называемые серые велосипеды и мотоциклы, пользуясь отсутствием границы с Россией, нелегально объезжают пошлины и налоги, тем самым снижают конечную цену. Чтобы защитить страну от нелегальной мотовелопродукции, специалисты Госстандарта предлагают ввести специальную идентификационную марку. Эта схема уже сработала с обувью. Спасать белорусского «Аиста» от краха будет специальная комиссия, в состав которой, как ожидается, войдут и правительственные чиновники. В ближайшее время подробный отчёт и предложения по выводу предприятия из кризиса представят Президенту.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко
Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Новости Минска