День Независимости Беларуси отмечают сегодня и в России, где сейчас, по официальным данным, живут более полумиллиона наших соотечественников. Правда, впервые за годы суверенитета все торжества проходят онлайн. Непростая эпидемиологическая ситуация, закрытые границы, запрет на скопления людей заставили и наших земляков в праздник остаться на удалёнке.
В программу торжеств по случаю Дня Независимости Беларуси, которые ежегодно проходят в России, сейчас внесла свои коррективы нынешняя эпидемия коронавируса. В стране до сих пор действуют ограничения на события, с большим количеством людей. Поэтому отменен прием в нашем посольстве, белорусская диаспора отложила концерты и встречи с земляками. Но возможность отметить праздник символично и даже очень культурно, например в Москве, все-таки есть. Именно сегодня после более чем трехмесячного карантина для посещения открываются крупные художественные галереи. В их числе и Третьяковка. В свое время эта известная по всему миру коллекция довольно часто пополнялась работами наших художников. И вот именно в день Освобождения Беларуси можно посмотреть на работы Михаила Савицкого. Пожалуй, главного белорусского летописца, рассказавшего о жестокости войны и ценности Победы.
Пафосные и официальные, искренние и трогательные – из карантина Третьяковка выходит с выставкой, посвященной Великой Отечественной войне. Это спецпроект к 9 Мая. Отложенный, так случилось, как раз до Дня Независимости Беларуси. У нашего Михаила Савицкого здесь самый громкий голос – сразу несколько картин: скорбная «Годовщина невозрожденной деревни» и символическая «Поле». Хотя Москва не была художнику чужой (он здесь учился), за пределы Беларуси свои работы Савицкий отдавал крайне неохотно. И в советские времена искусствоведы Третьяковки колесили по всей стране, не пропускали ни одной выставки, где могли бы быть его полотна.
Джемма Манукян, хранитель Фонда живописи республик СССР Государственной Третьяковской галереи: «Михаил Савицкий всегда старается уйти от прямого цитирования и подводит зрителя к пониманию некоего символического образа, некоей метафоры. И с этой точки зрения эти изображенные хлеба – это хлеба белорусские».
У него не могло быть иначе. В 1955-м в Москве Михаил Савицкий увидел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Творчески интерпретировал и поместил ее в родные белорусские реалии. Так мир узнал, пожалуй, самую резонансную картину Савицкого – «Партизанская мадонна». Мать с ребенком – сакральный христианский образ в грозной эстетике военного времени. Революция в искусстве и вызов политике всеобщего атеизма. В 1967-м на всесоюзной выставке Третьяковка буквально вырвала эту работу для своей коллекции. Сейчас, к сожалению, «Мадонна» в запасниках. «Отдыхает» после нескольких месяцев экспонирования в московском Манеже. Но, уверяют в галерее, это ненадолго. Запрос зрителя на «Партизанскую мадонну» только растет.
Последний раз Третьяковская галерея покупала работы наших художников 1991 году. Закупки сейчас идут в основном за спонсорские деньги, а их найти всегда трудно. И все же «Партизанская мадонна» остается самым громким белорусским приобретением галереи. Не удивительно, что директор Национального Художественного музея Елена Аладова попросила художника сделать копию для белорусского музея. Но Савицкий не стал повторяться, а написал другой вариант «Мадонны». Ее называют Минской.
Не грех сказать, что обе эти работы – московская и минская – белорусские, общий «генетический код». А как иначе! Народный художник СССР Михаил Андреевич Савицкий в беседах всегда отмечал, что его картины – «памятники людям, которых люблю». Землякам. Сегодня шедевр можно увидеть не только в самом музее, но и на парадном фасаде Национального художественного. Смотришь на неё, невольно вспоминаешь знаменитую «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, а всё-таки «Партизанская...» ближе, роднее, дороже.
Хотя директор музея Елена Аладова убеждала Михаила Савицкого сделать копию московской картины, получила даже не авторское повторение. Поищите другую! Она – одна такая! Похоже, без эскизов. Минская мадонна написана в 1978-м. Более двух метров в высоту и почти полтора в длину. Это символический образ матери с младенцем в ожидании чуда – торжества освобождения – на фоне земного пейзажа. Возможно, окрестности деревни Звенячи на Витебщине – малой родины Героя Беларуси, единственного в цеху живописцев.
Ольга Архипова, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Эта картина, прежде всего, конечно, олицетворение Савицкого более позднего периода, уже 1970-х годов, когда он отказался от вот таких ярких черт “сурового стиля”. Здесь мы можем говорить о неореализме. О таком как бы продолжении эпохи Возрождения в XX веке, в советские годы».
Отец классика, когда в 1920-х закрыли церковь в Звенячах, спрятал все иконы у себя на чердаке. Спас. Так крестьянский сын уже с детства познакомился с искусством во всей его подлинности и красоте. Знал и понимал. Вообще у лауреата четырёх Государственных премий СССР и Беларуси уникальная, почти невозможная биография: участвовал в боях за Севастополь, попал в плен, прошёл нацистские концлагеря. Освобождён из Дахау. Михаил Савицкий выжил, чтобы запечатлеть на холсте трагедию, наш XX и XXI век. У «Партизанской мадонны (Минской)» особое место в Новом корпусе Национального художественного музея. Она не покидала его почти 15 лет.
«Моя лучшая картина еще не написана», – признался Михаил Савицкий десять лет назад. Это было его последнее интервью ОНТ. Возможно, «Партизанские мадонны» впервые воссоединятся на выставке. Уже ведутся разговоры. От нашего музея к вашему: Национальный художественный и Третьяковка регулярно обмениваются шедеврами. Сходите в эти праздничные дни сюда, чтобы увидеть картины, которые стыдно не знать.
Подписывайтесь на нас в Telegram