Реставраторы раскрыли секреты полотна Иосифа Олешкевича

Реставраторы сегодня раскрыли некоторые секреты «Семейного портрета Тышиньских». Оказалось, произведение из списка ста шедевров Национального художественного – частично переписано. Причём, не автором. И обновлялась не только эта – хрестоматийная – работа Иосифа Олешкевича. Сейчас «хранители красоты» исследуют все музейные полотна «чародея идеальных образов». Академик живописи был настолько близок к натуре.

Так и хочется воскликнуть: «Ба! Знакомые всё лица». Этот портрет – в учебниках и на билбордах. Образы героев – прежние. Старый же холст дублирован новым, шедевр сегодня заиграл «красками» Олешкевича – восстановлен цвет. Открыт пейзаж и пара деталей, без которых картина была неполной. 

Тимофей Полунин, художник-реставратор: «Ножка упирается фактически в край, учитывая большое расстояние сверху, не хватает воздуха, пространства. Композиция сжата в рамках нынешнего формата. Отпечатки от крепежа мольберта. То есть, предположительно, было удаление слева и снизу».

Реставрация показала: шедевр горел. Пятно, похожее на ожог, ещё заметно. Сейчас – тонировка мелких утрат. «Олешкевич, 1813-й» – приобрели работу в 1945-ом у одного москвича. Полотна ученика любимого художника Наполеона – Давида – на арт-рынке редкость, а потому стоит тысячи евро.

Александр Иванов, директор галереи искусств: «Встречается раз-два раза в пятилетку. Повторить? Для этого надо быть самому мастером. Это не «водичка», где можно было подписать «Айвазовский». Портреты вообще невыгодно подделывать».

Уверяют – пара. Они наконец-то «встретились» – «Молодой офицер» и шляхтянка. Только у нас – неизвестная работа Олешкевича 1821 года. Антиквары выявили в Молодечно. Провенанс – безупречный. В родственных связях предстоит разбираться – сестра или супруга. 

В «семье» музейной (то есть, в фондах) сегодня три портрета кисти царского живописца. А может, четыре? Середина прошлого десятилетия. Эксперты предлагали считать олешкевичским «Портрет неизвестной в розовом платье». Мол, рука мастера налицо. Однако оставили знак вопроса». В постоянной экспозиции Национального художественного сейчас ни одной работы того, кому позировала семья Александра I. На столе у реставраторов – «Портрет молодой женщины». На мольберте – «Портрет девочки». Тоже  частично переписана. А будет точь-в-точь как у Олешкевича. Это же классика, которой гордимся и мы, и Третьяковская галерея, и Эрмитаж.       

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс