Камер в общественных местах станет больше, а вот милиционеров на улицах – меньше. Но речь не только о расширении видеонаблюдения.
Проект указа Главы государства предполагает, что информация будет стекаться в единый центр. Но кто станет оператором? Все предложения сегодня аккумулировали на совещании у Президента.
Взять то, что плохо лежит, и пуститься в бега. Опрометчиво – пусть рядом и нет милиционера. Мечтать о шальных деньгах, угрожая кассиру – отчаянный и явно не стоящий того шаг. Устроить под покровом ночи файер-шоу, поджигая шлагбаум, – самонадеянно, ведь свидетель найдётся. И всё чаще – это не человек, а видеокамера. В прошлом году видеонаблюдение помогло раскрыть больше полутора тысяч преступлений. В нынешнем – порядка 300.
ДТП – онлайн. Секундная потеря концентрации – и вот уже на площади Победы наряд ГАИ. За происходящим наблюдают в оперативно-дежурной службе минской милиции. Отсюда кажется, весь город будто на ладони.
Андрей Сидарков, начальник отдела связи и автоматизации ГУВД Мингорисполкома: «Всю территорию Минска охватить, чтобы не было слепых зон, невозможно. Поэтому камеры стоят в ключевых точках. И они синхронизированы по времени. То есть человек где-то пропадает, то можно отследить, где он появится, с какой-то долей вероятности».
Сегодня в Минске под пристальным наблюдением – более 3,5 тысяч объектов. По всей стране – семь тысяч. Данные с большинства приходят в оперативно-дежурные службы, проще говоря, в милицию. Но видеомониторинг ведут и другие ведомства и организации. Обменяться информацией оперативно удаётся не всегда. А ведь при розыске преступника, например, счёт зачастую идёт на часы, если не минуты. Отсюда предложение МВД создать единую систему, своего рода государственную серверную, куда бы стекалась вся информация.
Чем больше камер – тем проще следователям. И тем меньше милиции на улицах. Но в МВД уверяют: это нужно не только органам внутренних дел. Мол, быть под прицелом камер – словно иметь невидимого телохранителя.
Игорь Шуневич, министр внутренних дел Беларуси: «По нашей оценке, это в разы увеличит возможности по обеспечению общественной безопасности, в том числе борьбы с преступностью, с терроризмом, с различными природными явлениями. Частный бизнес или товарищество собственников, что касается жилых помещений, будут иметь возможность оборудовать свой объект видеокамерами и подключиться к этой системе с целью охраны объекта. Для частного бизнеса и граждан это будет, безусловно, не обязанность, а возможность».
Сторонники проекта утверждают: необходимые технологии и оборудование в стране есть. Но вложения всё равно нужны… до 100 миллионов долларов. Правительство предлагает привлечь инвестора. Мол, тогда деньги из бюджета не понадобятся. То есть техническим оператором может стать «частник». Но можно ли ему доверить ключи от огромной информационной кладовой? Доверять, но проверять? Тогда как организовать контроль? Эти вопросы Президент поручает проработать тщательно.
Игорь Шуневич, министр внутренних дел Беларуси: «Глава государства принял наше предложение о том, что такая система уместна и необходима, и поручил дополнительно проработать ряд аспектов, связанных с практической реализацией проекта. В первую очередь это, конечно же, вопросы, связанные с выбором оператора».
Ещё один аспект, на который обращает внимание Глава государства – а не устареет ли система (если не морально, то технически) через несколько лет? Разработчики, заглядывая в будущее, прогнозируют расширение функций: распознавание лиц и реагирование на оставленные без присмотра вещи. К системе можно подключить тревожные датчики и заставить её оповещать о нестандартных ситуациях, к примеру, когда человек идёт и внезапно падает. В планах на ближайшие год-два оборудовать видеонаблюдением до четырёх тысяч объектов. Выходит, и без того тонкая грань между жизнью личной и общественной может стать ещё более неуловимой. Но инициаторы проекта уверены: такова цена безопасности.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram