Белорусские медики намерены внедрять в регионах операции, позволяющие сохранить женщинам, столкнувшимся с онкологией, не только орган, но и возможность стать матерью. Сегодня онкологи из столицы поделились своими наработками с коллегами со всей страны. В Минске состоялся республиканский форум. Катерина Круталевич – о надежде, которую дарят врачи.
Обычные семейные мечты. Месяц назад и Валентина, и её муж даже боялись об этом говорить. У 31 однолетней молодой женщины рак заподозрили после медосмотра. Ушла в поликлинику здоровой, а вернулась, говорит, другим человеком. Уже сейчас после операции, улыбается и строит планы на будущее.
Такие операции называют «органосохранные». Женщина, даже пережившая рак, может иметь детей – и это главное, уверены, в клинике в Боровлянах. Рак «по-женски», так ещё его называют, занимает первые места в десятке самых частых и агрессивных форм злокачественных опухолей.
Таких операций здесь делают полторы тысячи в год. Эта – лапороскопическая, и к этой хирурги, почти без разрезов, в клинике имени Александрова идут семимильными шагами. Сегодня почти половина вмешательств – хирургия одного дня. Завтра пациент уйдёт домой. Доступно, конечно, только на ранних стадиях заболевания без метастаз и осложнений, но и к этому в стране стремятся. О диагностике говорили сегодня и на съезде онкологов – к столетию клиники подводят итоги.
Валерий Малашко, министр здравоохранения Беларуси: «Это и высокий процент выявления на ранних стадиях, и снижение уровня смертности на 2,5% за последние пять лет, это серьёзная цифра, по этим показателям сегодня мы можем сравниваться с развитыми странами, в том числе с Европейским союзом».
Форумы – возможность для врачей не только пообщаться, и поздравить друг друга с юбилеем, но и передать все новое, что внедрено в Минске в регионы: центр позитронно-эмиссионной томографии в Боровлянах – будущее скринниговых систем страны. Но как они работают – нужно объяснять коллегам, чтобы увеличить поток пациентов.
В отличие от стандартных аппаратов МРТ сканеры видят самые мелкие метастазы, которые, например, могут при раке кожи, проникнуть даже в мизинец. Скрининг хоть и не нужен всем, но там где есть необходимость, промедление может быть фатальным. А это значит, что и лечить и оперировать человека будут точнее.
Доктор Мавричев – эта фамилия здесь синоним «надежды». 75 сложных пациенток, по две операции в день, пожалуй, самое эмоциональное, исключительно женское крыло Боровлян – под его контролем. Как и большая команда хирургов. В одной операционной – врачи из Грузии, Палестины, Украины оперируют вместе с белорусами. И учатся у белорусов. В Боровлянах именно гинекологическое отделение получило первый европейский сертификат онкогинекологов на подготовку врачей, как в Германии, Австрий, Швейцарии, любой стране ЕС.
Теперь Боровляны, шутят, ещё и вуз. В общем, «белорусский результат»: на нужды онкослужбы в стране тратится почти треть бюджета, выделенного на здравоохранение. Это более 50 миллионов долларов в год. Новые лучевые аппараты, оборудование реанимации и операционных, лекарства, но всё равно, по словам специалистов, многое ещё предстоит сделать. В первую очередь для комфорта пациентов. Чтобы во время тяжёлых и болезненных процедур им было легче восстанавливать силы, а потом собираться домой.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram