«Рельсовая война»: как разрушали железные дороги в годы войны?

Партизанское сопротивление в оккупированной немцами Беларуси заслуживает особого внимания. Только за сентябрь и октябрь 43-го около 1000 железнодорожных составов ушло под откос. Война – она не только на линии фронта – у белорусских партизан была своя – «рельсовая».

Партизанское сопротивление в оккупированной немцами Беларуси заслуживает особого внимания. Только за сентябрь и октябрь 43 около 1000 железнодорожных составов ушло под откос. Война – она не только на линии фронта – у белорусских партизан была своя – «рельсовая».

Декабрь 1942 выдался холодный и снежный. После двухдневного лыжного перехода группа подрывников во главе с Иваном Якимовым к вечеру выходит к железной дороге Полоцк-Даугавпилс. В светлое время подойти к путям невозможно – на снегу останутся следы. Немцы знают об угрозе и по шпалам методично – вперёд-назад – расхаживают патрули. 

Заложить заряд не удаётся, и группа, держась на расстоянии от насыпи, направляется в сторону Полоцка. Вблизи крупных гарнизонов гитлеровцы чувствуют себя спокойнее и поэтому менее бдительны. Может быть, поближе к городу удастся найти подходящее место.

Рельеф местности меняется. Железная дорога идёт уже не по насыпи, а в выемке между холмами. И вот подрывники останавливаются на краю откоса. На фоне снега внизу отчетливо видны рельсы. Чуть поодаль – зелёный огонёк семафора. Значит, скоро пойдёт поезд. Патрулей не видно. Якимов с двумя товарищами проваливаясь в глубокий снег, спускается по крутому склону. Быстро закладывают заряд тола под рельс. Торопятся назад, наверх. Однако подниматься по рыхлым сугробам ещё труднее, чем спускаться.

Но вдруг – немецкая речь. Патруль! Партизаны замирают на откосе, сливаются со снегом. Гитлеровцы удаляются,  подрывники взбираются на холм. Начинает светать. Приближается поезд... Рывок за шнур. 

Теперь надо скорее уходить в лес. Нужно лишь перейти шоссе. Но уже совсем светло, по дороге идут немецкие машины. 

В глубокой, засыпанной снегом канаве партизаны пролежали до вечера. Лишь когда стемнело, достигли леса. В партизанских отчётах по поводу этого события промелькнёт лишь одна строчка: «Взорван поезд около станции Полоцк».

Изначально «Рельсовая война» (это не специальный термин, а имя собственное)  – название конкретной операции, которая проходила с августа по сентябрь 43 на оккупированных территориях Беларуси, России и Украины. Однако самые впечатляющие результаты были именно в Беларуси. Железнодорожное сообщение было полностью парализовано почти на месяц. Эффект от таких действий был настолько ошеломительный, что «рельсовую войну» решили повторить. Вторая часть – операция «Концерт» – как раз под осеннее наступление. Итог этих двух операций – под откос пущено 2170 железнодорожных составов, 6 бронепоездов, 295 железнодорожных мостов.

Был и третий этап «рельсовой войны». Он начался в ночь на 20 июня 1944. накануне белорусской операции «Багратион» и продолжался до полного освобождения Беларуси. Было взорвано 60 тысяч   железнодорожных рельсов. На этот раз, на разгром магистралей выходили все партизанские отряды и бригады. Поставки живой силы и техники немцев для фронта сократились почти наполовину. Железнодорожную инфраструктуру восстановили уже после освобождения республики. Причём, во многих сводках и донесениях в Ставку не раз будут отмечать – «рельсовая» война сэкономила очень много времени и позволила освободить Беларусь раньше, чем ожидалось. 

Подписывайтесь на нас в Telegram