Регулирование цен, экономический сценарий на 2022 год. Рубрика «Ближе к делу»

Регулирование цен, экономический сценарий на 2022 год. Рубрика «Ближе к делу»

Юбилейным, 75-м резидентом индустриального парка «Великий камень» стала белорусская компания. А вот география торговли нашей универсальной товарной биржи теперь включает 68 стран. Аккредитацию получила первая компания из Японии. На мировом рынке сегодня ускорился рост цен на нефть из-за спроса на топливо и данных о сокращении запасов в США. А вот что ограничит стоимость продуктов на полках наших магазинов? И кто недоволен «яблоком»? 


Цены на социально значимые товары будут регулировать до конца года. Так решило Министерство антимонопольного регулирования и торговли. 

Что делать с госрегулированием цен решил МАРТ? 

Стоит сказать, что ведомство в начале месяца уже продлевало сроки контроля до 31 декабря на некоторые товары. С 24 сентября в силу вступает еще одно постановление, в котором, что называется, будут прописаны новые правила ценовой политики и производителей, и ритейла.

Значимых товаров для госрегулирования – 30 позиций. Перечень уже опубликован. Среди них – мясо, рыба, молоко, сыр, хлеб, детское питание. Предельные максимальные надбавки импортера, оптовые и торговые на продукты колеблются от 15 до 30 %. Контроль за стоимостью жизненно важных продуктов продлевается по понятным причинам: чтобы они оставались доступными даже в условиях рекордного роста цен на продукты в мире. А он максимальный за последние 60 лет. Это данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Причин для скачка цен множество: увеличение стоимости растительного масла, зерновых культур, мяса, экстремальные погодные условия (а многие страны пережили засуху) и пандемия. Она увеличила расходы на перевозки и удобрения.

Каков экономический сценарий для на 2022-й? 

Правительства всех стран обеспокоены резким удорожанием еды и в той или иной степени вмешиваются в ценообразование: поддерживают более низкие потребительские цены, отмечает агентство «Блумберг». С учетом мировых «ценников» на продукты и торговые ожидания властям приходится строить и прогнозы. 

Минэкономики и Минфин Беларуси на этой неделе представили свои «сценарии» на 22-й год. Рост ВВП – 2,9 %. Основной упор на экспорт. Планка по выручке – 46 миллиардов долларов при положительном сальдо более двух. Бюджет сохранит социальную направленность. Но будет исполнен с дефицитом. Правда, меньше, чем в этом году. 1,6% – таков прогноз Министерства финансов. Рост доходов людей – на 2%. А потребительскую инфляцию ожидают не выше 6%.

Чем будет жить ритейл и как ведут себя покупатели? 

А вот что ритейлеры в будущем могут предложить покупателям? В реальных магазинах и в интернете? Обсудим с экспертом в области розничной торговли, брендинга и мерчендайзинга Екатериной Богачевой. 

– Мировой ритейл, по сути, второй год живет в условиях пандемии. Есть ли тренд на сокращение торговых точек? 

Екатерина Богачева, основатель академии мерчендайзинга: «Я хочу рассказать вам немножко историю про ситуацию вокруг, про страны бывшего СССР. Посмотрите, там, где был 100%-й локдаун, где была проблема, где были по три месяца и более закрыты магазины, сверху, чего у нас не было. Очень многие бизнесы не просто ушли в интернет, они стали иметь более 80% всего товарооборота через интернет-магазины, потому что выбора не было. Пандемия помогла начать развиваться магазинам без продавца. Я не вижу четкого отклика в Беларуси. То, что у нас пробовало открываться без продавца, типа "Амазона", например, оно и закрылось. Но в России открылось, например, достаточное количество роботизированных аптек. Я считаю, что за ними большое будущее». 

– Кассы самообслуживания. На мой взгляд, они есть, но их белорусский покупатель избегает. 

Екатерина Богачева, основатель академии мерчендайзинга: «Потому что, например, я сколько раз ни пользовалась таким сервисом, мне всегда была нужна помощь сторонняя. Потому что ПО недоработанное. Есть определенные моменты, которые ты можешь решить только resetом. В любом случае через кассы самообслуживания в час пик рассчитываться удобнее, потому что это будет быстрее. Доработается. Я убеждена, что они доработают системы, ошибки». 

– Чем сейчас можно привлечь покупателя? 

Екатерина Богачева, основатель академии мерчендайзинга: «Я считаю, что тот, кто работает над постоянным внедрением чего-то модного и технологичного, то он сразу становится популярным. Вот одна из белорусских сетей сделала достаточно серьезный отдел диетического питания, йога-питания, вегетарианского питания. Они другой контингент привлекли. И молодцы, потому что это была неудовлетворенная ниша. Вне всяких сомнений».

Почему платеж ранним утром может не пройти? 

Платежные карточки могут не работать утром в пятницу. Причина – технологические работы. Их будет проводить Банковский процессинговый центр с трех двадцати до четырех часов. 

В этом промежутке возможны перерывы в обслуживании «пластика» в банкоматах, инфокиосках, при безналичной оплате в магазинах. Это будет касаться карточек и устройств, которые подключены к оборудованию процессингового центра.  А он обслуживает порядка 9 миллионов карточек. 

У кого спад в бизнесе цифровой рекламы? 

Цифровой гигант Facebook недоволен «яблоком». Его акции уже потеряли 4%, и компания считает, что решение Apple еще хуже скажется на финансовых данных в конце года. 

Яблоком раздора стало решение производителя смартфонов ограничить сбор данных о пользователях и таргетированной рекламы на iPhone. Новые правила Apple требуют, чтобы пользователи приложений прямо заявили, что они готовы позволить отслеживать запросы в интернете. Facebook утверждает, что новые правила нанесут ущерб малому бизнесу. Ведь у него нет денег на маркетинговые кампании, поэтому он полагается именно на таргетированную рекламу. 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Наталья Тарасюк
География:
Беларусь