Регламент, господа!

​Часть торговых палаток на рынках в эти дни не работала далеко не из-за «Эммы» с «Даниеллой». Всё дело в том, что часть индивидуальных предпринимателей так и не смирилась (во всяком случае пока) с требованиями Указа №222

Часть торговых палаток на рынках в эти дни не работала далеко не из-за «Эммы» с «Даниеллой». Всё дело в том, что часть индивидуальных предпринимателей так и не смирилась – во всяком случае пока  с требованиями Указа №222, который по нормативам Таможенного союза предписывает торговать только при наличии сертификата и сопроводительных документов. И это при том, что время «Ч», которое поставит несертифицированный товар вне закона, переносилось уже несколько раз.

В прошлых «Контурах» своё мнение на этот счёт высказал министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. Уверивший, что точка невозврата пройдена. Тем не менее некоторые до сих пор надеялись на знаменитое русское «авось». На уходящей неделе на острую тему высказался даже Президент.

МОЛОДЕЧНО

Свой бизнес Тамара Богачёва свернула несколько лет назад, когда правила игры для предпринимателей только начали меняться. Решила: в новых условиях работать не сможет – нет того задора, с которым начинала своё дело двадцать лет назад. Но уже экс-бизнесвумен хватку не теряет, возглавляя региональный союз предпринимателей.

На этом рынке (см. видео – прим.ред.) в девяностые, по сути, начиналась торговля в Молодечно. Сейчас почти все павильоны закрыты то ли временно, то ли навсегда. Причина – запрет плательщикам единого налога реализовывать с 1 января остатки товара, ввезённого в Беларусь без документов. Рынки моментально опустели.

Ненамного лучше ситуация в крупнейшем торговом центре города. Причём Тамара Богачёва уверена: работать прозрачно и соблюдать все нормы указа №222 можно. Но пока переход на легализацию – определённый риск для предпринимателя.

Тамара Богачёва, председатель союза предпринимателей г. Молодечно: «Разработчики предписали нам в Указе московские документы и все формы, и люди это соблюдали и везли оттуда. Но когда началась конфискация товара, начиная с полоцкого рынка и минских, тогда люди сразу прекратили и стали бояться. Я считаю, что разработчики указа должны дать презумпцию невиновности людям, чтобы мы не отвечали за документы другой страны».

Во многом именно с подачи Тамары Богачёвой предпринимателям страны дали возможность продать остатки товара, ввезённого без документов.

На совещание у Президента весной прошлого года собрались чиновники, представители крупного бизнеса и те самые «единщики», которым торговать без документов запретили ещё с 1 марта 2015 года. Предприниматели просили об отсрочке на продажу товара, который уже ввезли без документов.

Впрочем, воспользовались этим шансом далеко не все. И это было заметно. Одни снижали стоимость, чтобы остатки продать, другие цены не отпускали, вероятно, надеясь, что время «Ч» ещё раз перенесут.

С боем курантов ипэшники активизировались. В прессе стали появляться заявления о том, что бизнес не может работать, Интернет запестрел фотографиями полупустых рынков. В итоге около полутора тысяч индивидуальных предпринимателей-«единщиков» объединилась и выдвинули резолюцию об отмене известного указа.

Просьбой о каком-то моратории на время поиска другого решения это не выглядело. Скорее наоборот – даёшь старую схему. То есть торговлю без документов. Некоторые требования с трибуны и вовсе звучали как издёвка: снизить ставки налогов до того времени, пока зарплата в стране не достигнет 1000 долларов. В конце концов о том, что, мягко говоря, торговцы перебрали регламент, им напомнил Президент.

Остальные пункты изучает правительственная рабочая группа. Но посыл очевиден: отката к старому не будет. Единый налог, который позволяет работать по фиксированной ставке вне зависимости от оборота и без документов, получая при этом прибыль в 100, 200 и больше процентов, вводился как норма временная. И время отменить эту льготу, именно льготу, настало.

Но решено не всё. В Минске и областных центрах ситуация не критична, ведь магазины и бутики продолжают работать. А вот в том же Молодечно в новом году демарш предпринимателей создал определённые неудобства. И чем дальше в глубинку, тем они ощутимее.

ВИЛЕЙКА

Вилейка для Беларуси типичный районный центр. Население чуть больше 20 тысяч человек, основная жизнь «кипит» здесь, на площади Ленина. Всё рядом – Дворец культуры, кинотеатр, Совет депутатов и райисполком. В Вилейке всё тихо, размеренно и спокойно. Не значит, что плохо, просто не так, как в Минске и областных центрах. Точно так же и торговля в этом городе построена по-другому, здесь граждане предпочитают покупать вещи на рынках, по старинке. Но торговля в Вилейке в 2016 году если не остановилась, то существенно замедлила рост.

Около 80% роллетов на вилейском рынке закрыты. Конечно, некоторые продавцы решили пересидеть дома морозы и циклоны, но тех, кто подал в налоговую нулевую декларацию или вовсе написал заявление о прекращении деятельности, тоже немало.

Татьяна Трубач, индивидуальный предприниматель: «Все люди жалуются “А что мы без вас будем делать? Будет праздник 8 марта, где мы что можем купить?”. Подарок какой-то, какую-то кофточку, блузочку».

Альтернатива – торговый центр. Но в провинциальном городке на первый план выходит цена. Здесь у рынка конкурентов нет, ведь с каждой покупки можно было сэкономить Br100-200 тысяч – для местных жителей это деньги. Да и для наполнения районного бюджета предприниматели имеют значение.

Геннадий Костевич, заместитель председателя по экономике Вилейского райисполкома: «В районе до 10% поступлений у нас не будет, а это очень много. Нам сегодня эти деньги нужны для развития региона».

В исполкоме уповают на то, что торговцы переориентируются на белорусские товары. И действительно: на свои места вышли те, кто работает с отечественными поставщиками, у которых проблем с документами нет. И если Татьяна Трубач на вилейском рынке пока предпочтение отдаёт товару зарубежному, то её дочь Юлия, переехав в Молодечно, решила – выбирает белорусское.

МОЛОДЕЧНО

Юлия Трубач, индивидуальный предприниматель: «Работая с зарубежными партнёрами, они не всегда к нам лояльно относятся. И иногда не хотят принимать нашу позицию. С белорусской фирмой я сотрудничаю около 5 лет, там принимают любые наши пожелания».

МОСКВА

Белорусский товар сертифицирован по определению. Проблемы с документами из других стран. Чаще всего претензии предпринимателей – к Москве. Впрочем, о том, что в России абсолютно невозможно получить сертификаты или купить сертифицированную продукцию, говорят те, кто не там ищет. Конечно, этот рынок остаётся проблемным и во многом серым. Но только в Москве работают десятки аккредитованных компаний, которые проводят исследования и выдают сертификаты, подтверждающие качество товара.

Алексей Шалин, председатель Комитета по совершенствованию системы технического регулирования общественной организации «Деловая Россия»: «Конечно, должен быть порядок на рынке, потому что мы должны иметь гарантии, что мы потребляем соответствующую продукцию, продукцию определённого качества, продукцию безопасную».

Алексей Шалин знает, о чём говорит: несколько лет назад он создал лабораторию буквально с нуля. Сегодня его специалисты могут проверить всё: от нефти до трикотажа. Работают здесь и с белорусами. Три, максимум пять дней – и любой товар разберут на молекулы. Если всё в порядке, выдадут сертификат.

Алексей Шалин, председатель Комитета по совершенствованию системы технического регулирования общественной организации «Деловая Россия»: «Это не так затратно, это будет зависеть от продукта. Например, канистра масла. Будет отобрана небольшая проба – это 1,5-2 тысячи (российских рублей – прим.ред.), это не так дорого».

Но сертификация, – уверен Шалин, – задача производителя. Именно он должен отвечать за качество и закладывать исследовательские издержки в стоимость продукта. Проблемы возникают в нелегальной цепочке «купи-продай». Когда на рынки попадает «серый товар», администрация закрывает глаза на его реализацию, а предприниматели (это как раз чаще всего касается белорусов) соглашаются его перепродавать.

МОЛОДЕЧНО

По правде говоря, когда негативный фактор толпы не мешает конструктивному разговору, оказывается, что цивилизованно работать готовы практически все. И фактически демарш на рынках – это не столько недовольство указом тех, кто хочет и дальше «челночить» втихаря. Даже согласные на прозрачные отношения с государством предприниматели просто не знают, всё ли в порядке с теми документами, которые у них на руках.

Конечно, презумпция невиновности в отношении ипэшников действует. Если белорусского продавца обманули, товар, даже если он будет изъят, вернут по суду. Но разбирательство может длиться не один месяц. И тогда шубы, изъятые в декабре, вернут только в марте…

Правительственная рабочая группа уже обратилась в Верховный суд с предложением обобщить производство подобных дел, чтобы решения принимались хотя бы в течение недели. Пока же на рынках немноголюдно.

Хотя владельцы этих палаток (см. видео – прим.ред.) знали, что с 1 января правила меняются, и могли к этому подготовиться. Ведь в 2016 году запрещено продавать остатки, а ввозить товар без документов было нельзя целых полтора года. Просто некоторые под видом остатков продавалиновые поступления и надеялись, что в очередной раз срок такой работы продлят. Не продлили. Государство вправе определять правила, обязанность бизнеса – большого или малого – по ним работать.

– В целом посыл Президента о том, что торговля на рынке должна быть легальная, прозрачная и цивилизованная. Как вы считаете, правильный посыл или рынок должен быть таким, каким он был последние 10-15 лет?

– Знаете что, если честно говорить, конечно, от того времени мы уже отошли...

Ну а рынки на то и рынки, чтобы не пустовать. Тот, кто захочет работать легально, преодолеет трудности и вернётся. Вместо того кто не захочет, придут новые предприимчивые люди. В отличие от своих предшественников, они не работали 20 лет на льготных и полупрозрачных условиях. Так что для них абсолютно легальное дело может стать и делом принципа, и делом жизни. И тогда полупустые рынки в Минске, Молодечно или Вилейке останутся лишь на исторических фотографиях. Вот только кому они будут интересны?

Подписывайтесь на нас в Telegram