Внимание всего мира в эти дни приковано к событиям в Каталонии. При этом рассуждения о законности референдума, проведённого накануне, отошли на второй план.
На первом же – то, в каких условиях людям пришлось изъявлять свою волю о независимости автономии. Не допустить голосования любым путем – была задача испанских властей. Референдум попытались подавить силой – в результате более тысячи пострадавших.
Эти кадры без сомнения войдут в историю. Испанская полиция сметает желающих проголосовать и не церемонится при конфискации урн с бюллетенями. Официальный Мадрид ещё задолго до референдума предупреждал, верховные власти Испании против референдума, но то, что запрет будет подкреплён настолько жёсткими силовыми действиями жители Каталонии, конечно, не ожидали. Удары дубинками, шумовые гранаты и резиновые пули вызвали шок и спровоцировали протесты.
Разгоняя их, полицейские применяют силу даже по отношению к женщинам. Под руку попадают и журналисты. В результате стычек пострадали более тысячи человек.
В бюллетенях всего один вопрос: «Вы хотите, чтобы Каталония стала независимым государством»? В итоге на него ответили два миллиона 300 тысяч человек, 90 процентов утвердительно. Результаты глубокой ночью на центральной площади Барселоны объявили региональные власти.
Карлес Пучдемон, глава правительства Каталонии: «Граждане Каталонии добились права на независимое государство. В течение нескольких дней правительство отправит результаты голосования в каталонский парламент, который вправе принять решение о нашем суверенитете в соответствии с законом о референдуме».
Мадрид стоит на своём – каталонцы не имеют право проводить референдум по отделению от Испании в одностороннем порядке, это должна решать вся страна целиком.
Мариано Рахой, премьер-министр Испании: «Я скажу то, что вы все и так знаете: в Каталонии не было референдума. Каталонские лидеры знали, что референдум был незаконным и невозможным, но их это не остановило – они атаковали верховенство закона и демократическую модель, не заботясь ни о чём».
Тем временем власти Каталонии уже обратились с жалобой на жестокие действия полиции в суд Барселоны и намерены требовать от Евросоюза рассмотреть вопрос о нарушении прав человека. Но официальных заявлений по поводу легитимности референдума всё ещё не поступало. Политологи сходятся во мнении: на лицо политика двойных стандартов – вместо цивилизованного диалога – силовые методы.
Екатерина Дейкало, заведующая кафедрой международного права факультета международных отношений БГУ: «Это безусловное превышение полномочий полиции Испании, Испания является страной Европейской конвенции по правам человека. И, безусловно, тот факт, что референдум незаконен (с точки зрения международного права и внутригосударственного права Испании), не может оправдывать чрезмерное применение силы, незаконное применение силы к гражданам Каталонии».
Евгений Прейгерман, политолог: «Мир вообще полон двойных стандартов,наша жизнь – это один сплошной двойной стандарт, и вопрос лишь в том, насколько различные страны могут использовать вот эту ситуацию постоянных двойных стандартов для того, чтобы максимально продвигать свои собственные интересы».
Вообще это не первая попытка Каталонии стать независимой. Долгое время за отделение региона от Испании выступало не больше пятой части населения. Количество сторонников выросло после экономического кризиса в Испании. И уже в 2013 году за независимость был каждый второй. Политологи полагают, что жесткость испанских властей может лишь усугубить затянувшийся конституционный кризис, который теперь, судя по всему, будет окрашен и личными обидами.
Подписывайтесь на нас в Telegram