Чьи полотна невозможно купить на мировых аукционах? А увидеть можно, как правило, лишь в одной точке планеты – городе Елгава в самом центре Латвии.
Очень редкую «выездную» выставку картин выдающегося живописца XX века Гедерта Элиаса открыли сегодня в белорусском Мире. Причём нашим условиям экспонирования позавидовала бы даже «мировая столица искусств».
Александр Матяс – все краски земли, которая рядом.
Пленил Париж, покорил Берлин, взял Стокгольм, завоевал Таллин... И Киев стоял в очереди к Элиасу. Мир такого ещё не видел. Хозяева сами застраховали, доставили 23 работы и провели мастер-класс, как смотреть картины. Статус этого живописца в Латвии, сравним с тем, что у Сезанна во Франции (из него выросло всё современное искусство).
Мария Каунере, заместитель директора Елгавского музея истории и искусства им. Гедерта Элиаса (Латвия): «В начале своего творчества, когда ещё учился в Королевской Академии в Брюсселе, он писал маме так: «Пишу то, что вижу. Какой «-изм» получится, об этом не думаю». У Элиаса вы всё найдёте».
Есть такое мнение: «чем меньше подпись, тем больше художник». Элиас практически не оставил автографов на холстах. Скромность? Скорее привычка к «конспирации». Участник революции 1905, сидел в Рижской тюрьме, жил в Дании и Бельгии... Учился в Париже у мэтра Жана-Поля Лорана – педагога гродненца Леона Бакста. И тут соседи.
«Единственная невеста, которой посвятил жизнь» – говорила третья супруга художника о живописи. Элиас никогда (принципиально) не продавал свои работы. Теперь они и вовсе бесценны. Это национальное достояние Латвии. Даже в фамильном доме-музее под Елгавой – лишь репродукции.
Платить по счетам помогало преподавание. Портреты, пейзажи, натюрморты... Элиас любил синий и розовый с сиреневым оттенком. И целого мира мало, чтобы показать всю «магию цвета». Автор завещал музею в Елгаве свыше 700 полотен. Событие (не очередное) в художественной жизни Беларуси готовили три года.
Ольга Новицкая, заместитель директора музея «Замковый комплекс «Мир»: «Мирский замок включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Зал, в котором проходит выставка, так называемый слоновый. Создан в 20-30-х годах XX века. Поэтому «перекличку» с той эпохой можно найти и здесь».
Организаторы «выездной» выставки думали разбавить живопись вещами Элиаса. Увлекался антиквариатом. Зрителя ничто не должно отвлекать от творчества «экс-модерниста», который так же известен как «новореалист». Отходим сантиметров на 30... Смотрим, как прекрасен этот мир.
Подписывайтесь на нас в Telegram