​Реализация программы Союзного государства по производству продуктов, обогащённых белком лактоферрином, под угрозой срыва

​Законодательные нестыковки не позволяют заняться промышленным производством продукции из молока коз – продуцентов лекарственного белка.

Законодательные нестыковки не позволяют заняться промышленным производством продукции из молока коз – продуцентов лекарственного белка. Один из участников союзной программы – новгородское предприятие «Лактис» – пригласило парламентариев из Беларуси и России, чтобы они посмотрели, как простаивает дорогостоящее оборудование.

Две тысячи долларов в день – это минимальные потери новгородских молочников от участия в программе Союзного государства «БелРосТрансген». Семь лет назад предприятие вложило в производство продуктов, обогащённых белком лактоферрином, все свои деньги. Купили ферму, в сотрудничестве с учёными начали разводить специальных коз, оборудовали цех по выработке лактоферрина, провели комплексные испытания – и остановились.

Равиль Даутов, директор группы компаний «Лактика» (г. Великий Новгород): «Мы остановились. У нас на сегодня свыше трёх тонн молока, замороженного с белком лактоферрином, и мы терпеливо ждём. Содержим оборудование на свои деньги, содержим коз Союзного государства на свои деньги. Никакого со финансирования у нас нет, денег вложено в эту программу очень большое количество. Всё, что мы заработали за семь лет, мы вложили туда».

А когда-то это казалось перспективным. Учёные Беларуси и России совершили настоящий прорыв в биотехнологии. Были созданы козы – продуценты лекарственных белков человека. Бактерицидное вещество превращает простое молоко в настоящее лекарство.

О том, насколько могут быть прибыльными результаты союзных программ, говорит тот факт, что ещё на начальной стадии многих исследований совместные уникальные методики пытаются перекупить некоторые зарубежные компании. Так было, например, с проектом «БелРосТрансген». Она занимается получением и применением лактоферрин-белка, который ребёнок получает с молоком матери. По самым скромным подсчётам, ежегодная ёмкость мирового рынка только пищевых применений лактоферрина составляет 6 миллиардов долларов.

А если учитывать лекарственные перспективы и особенно принимать во внимание возможности белка в борьбе с онкологией, то доходы, по оценкам экспертов фармакологического рынка, могут вырасти минимум в три раза. Но сегодня производить молоко с лактоферрином в промышленных масштабах ни в Беларуси, ни в России невозможно. Две страны до сих пор не могут определиться с союзной собственностью, т.е. никто не знает, кто же может владеть результатами общей программы и как распределять доход. Чтобы наладить производство, нужен инвестор. Которому, в свою очередь, нужны гарантии, что прибыль будет получена.

Игорь Гольдман директор «Трансгенбанка» Института биологии гена Российской академии наук: «К сожалению, ни в программах Союзного государства, ни в программах Минобрнауки, нет указания, кто должен внедрять это и кто должен за это отвечать. А отвечать есть за что, потому что счётная палата проверила нас. Мы на всё потратили более 20 миллионов долларов, мы сделали хороший продукт, и счётная палата говорит: надо внедрять, но она сама не знает, кто и как должен».

Выходит, что законодательная база пока отстаёт от научной. Собственность, создаваемая в высокотехнологичных проектах Союзного государства, фактически не имеет юридического статуса. Как выйти из этой ситуации, думают депутаты. На конкретном примере, на конкретном предприятии и учёные, и производственники наглядно показывают: с каждым днём и Беларусь, и Россия теряют позиции в освоении высокотехнологичного рынка. Очень близки к созданию похожего продукта сейчас, например, японцы и французы. После обстоятельного разговора парламентарии пообещали: деньги на производство продукции с лактоферрином будут.

Александр Коровников, член комиссии Парламентского собрания по экономической политике: «Сегодня такая возможность есть, потому что мы бюджет Союзного государства приняли с профицитом в 1 млрд 700 млн. Достаточно денег, чтобы сегодня перераспределить финансовые средства уже на реализацию программы, которая реально завершена».

Учёные рассчитывают, что деньги пойдут в том числе и на фармакологические испытания лактоферрина. Препараты на его основе смогут спасти, например, от воспалений, тяжёлых аллергических реакций, от проблем с иммунной системой. Но сейчас, утверждают участники программы, главный – вопрос времени. Директор молочного предприятия в Великом Новгороде говорит, что кнопку «Пуск» в своём цеху он готов нажать в любую секунду.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия