Счёт за электричество на 300 миллионов долларов меньше. Столько в этом году смогли сэкономить белорусские энергетики благодаря внедрению новых технологий. Как ещё сократить потребление киловатт-часов в стране, обсудили на Белорусско-германском форуме. В центре внимания не только «зелёные» технологии, где страны – давние партнёры, но и совершенно новые проекты в большом строительстве.
Этот форум – хорошая возможность найти партнёров по бизнесу. Большая часть зала – представители частных компаний, поставщики технологий и оборудования. Немцы сегодня мировые лидеры в новой энергетике – в Беларусь их привлекают и условия игры, и масштабы запросов. Солнце- и ветропарки, обновление речных и теплоэлектростанций – Беларусь стремится максимально уйти от закупок недешёвого природного газа.
Леонид Шенец, первый заместитель министра энергетики Беларуси: «Если посмотреть дополнительно те проекты, которые реализованы с технологиями немецкими, в общей генерации они занимают 8% – это большая доля. Это позволило нам в последние годы значительно сократить наши издержки».
Немецкие турбины сегодня качают две мощные электростанции – Березовскую и Лукомльскую. За их счёт уже через два года Беларусь полностью откажется от импорта электроэнергии из России. Инвестиционные проекты такого уровня оцениваются в сотни миллионов долларов и гарантируются в том числе и на государственном уровне.
Кристина Хаферкамп, директор немецкого энергетического агентства: «У нас с Министерством энергетики подписаны намерения о долгосрочном сотрудничестве. Есть ряд конкретных проектов, в том числе в строительстве. Сейчас мы активно работаем с белорусскими проектными институтами. В идеале мы должны сократить энергопотребление ваших домов в половину».
Участвуют немцы и в самой крупной энергостройке страны – первый блок Островецкой АЭС заработает уже в 2018 году и позволит белорусскому бюджету экономить около миллиарда долларов в год на покупке топлива. Компании из Германии на АЭС частично отвечают за безопасность. И если технологии привозные, то «руки» – белорусские. Это ещё одна сфера интересов – инженерный потенциал
Максим Зубов, директор представительства Siemens в Беларуси: «Больше инжиниринговых партнёров белорусских, которые выполняют проекты здесь локально, как правило, вырастают из белорусского рынка и после этого решения тиражируются за пределы Беларуси. По сути, это создание экспорта».
Достаточно у белорусских специалистов квалификации, чтобы обслуживать немецкое оборудование, хотя большим городам нужны совместные сервисные центры – и об этом говорили на форуме. Морально устаревшие котлы и турбины на Минской ТЭЦ-3 заменили еще в 2009 году. От стабильной работы новой парогазовой установки зависит климат в каждой пятой квартире столицы. При этом городу оборудование экономит больше 20 миллионов долларов в год.
Весьма привлекательным бизнесом в Беларуси остаётся альтернативная энергетика. И прибыльным, настолько, что рынок решили ограничить. Для сравнения: если в Германии государство готово покупать у частника киловатт «зелёной» энергии за 9 евроцентов, в Беларуси – вчетверо дороже. Поэтому теперь, где и сколько возводить ветроустановок и солнечных батарей, будут решать централизованно, чтобы не повторить печальный опыт некоторых европейских стран.
Михаил Малашенко, начальник главного управления энергоэффективности, науки и государственного надзора: «В тарифе для частных домовых хозяйств, как у них это называется, при 22,5 центов киловатт-час для физического лица, из них пять евроцентов составляет тариф за “зелёную" энергию. Надо задать себе вопрос: готовы ли мы платить, каждый гражданин Беларуси, к тому тарифу, который у нас есть за электричество, ещё пять евроцентов?»
С разумными корректировками план, который есть в Беларуси, – четверть необходимой энергии получать из природных ресурсов. В полную силу в стране уже работают 19 комплексов солнечных батарей. Только за последний год определено почти две тысячи площадок для ветряков. Есть проекты и в переработке отходов, как, например, на гомельской городской свалке. С недавних пор здесь электричество вырабатывают из отходов, сначала превращая их в газ. К 2020 году – с момента работы АЭС в полную силу – Беларусь не только полностью обеспечит себя энергией, но и сможет излишки продавать. Той же Германии – в 2022 году она собирается заглушить свой последний реактор. А вот на каких условиях, обсуждали на форуме 25 ноября. Но уже за закрытыми дверями.
Подписывайтесь на нас в Telegram