Развитие сельского хозяйства обсудили на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики

Не утонуло ли сельское хозяйство в кредитах и есть ли в нём место частному бизнесу? На эти и ещё десяток вопросов парламентариев отвечало правительство. По большей части профильный вице-премьер. И он высказал несколько довольно любопытных идей.

Не утонуло ли сельское хозяйство в кредитах и есть ли в нём место частному бизнесу? На эти и ещё десяток вопросов парламентариев отвечало правительство. По большей части профильный вице-премьер. И он высказал несколько довольно любопытных идей. Реструктуризация долгов по кредитам, повышение привлекательности госзаказа и управляемая ликвидация откровенно слабых сельхозпредприятий.

Оживление уже на подступах к Овальному залу объяснимо. Обе палаты парламента заседают вместе. Такое бывает нечасто, но во время сессии одно заседание в месяц резервируют на случай, если у депутатов и сенаторов накопятся вопросы. Тема для обсуждения – сельское хозяйство. Сфера, которой и гордятся, и ругают.

Виктор Валющицкий, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «У нас сельское хозяйство достаточно развитая сфера, но в объёмах ВВП, конечно, мы ещё не дотягиваем. Мы должны смелее идти на реорганизацию сельскохозяйственных производств и смелее давать возможность раскрыться частнику».

То, что сделано руками сельчан, – до 9% ВВП. А ещё заполненные полки в магазинах и стабильный экспорт – по нему прибыль, как от нефтехимии или продажи удобрений. Но частники – фермерские хозяйства, а их в стране под три тысячи – это только 2% валового продукта. Хотя их эффективность выше, чем у сельхозпредприятий. И такой парадокс – одна из тем обращений к правительству. Сельское хозяйство в нём курирует Михаил Русый. Вице-премьер признаёт: эта сфера должна быть более привлекательной. Но как, спрашивают депутаты, если закупочные цены на всю продукцию «пороговые»?

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Мы хотим, чтобы было дорогое зерно и дешёвый хлеб. Такого не бывает. Если мы хотим, чтобы был дешёвый хлеб, значит, на каком-то этапе мы должны дотировать его. Вот это уже дело государства. А государственный заказ должен быть самым привлекательным. Мы здесь говорим: надо повысить цену. А придём в магазин и говорим: вы знаете, дорого. Посмотрите цепочку. Казалось бы, на 5% сдвинули, НДС на эти проценты прокрутился».

Владимир Базанов, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Хочу вас сказать спасибо. Я полтора года назад задавал вопрос про закупочные цены на молоко. Подняли цену в четыре раза. Сельхозпроизводители довольны».

Другими словами, сельхозпредприятиям должно стать выгодно работать с государством, но не в ущерб покупателю. Ещё вопрос: а как быть с неподъёмными, как говорят сами аграрии, кредитами. За пять лет заимствовано 274 триллиона рублей. Большинство – без всяких льгот. Ставки – до 45%. Рентабельность продаж есть, но не выше 4-6%. И хотя, по мнению вице-премьера, ликвидация задолженностей – дело не правительства, а того, кто брал кредит, поддержка будет.

Михаил Русый, заместитель премьер-министра Беларуси: «Готовится указ по агробанку, проценты, которые накопились, мы планируем провести деструктуризацию. Ничего списываться не будет. Всё должно возвращаться».

В замкнутый кредитный круг уже попали больше 200 сельхозпредприятий. Дотировать нельзя ликвидировать. Нешуточные споры вокруг запятой.

Владислав Цыдик, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «По хозяйствам, которые финансово слабые, надо принимать решения по определению собственника. Со сменой собственника изменится ситуация на сельхозпредприятии, улучшится положение дел, потому что он будет думать, как использовать каждую копейку, каждый гектар земли во имя экономики. Эффект должен быть очевиден».

Решительный настрой депутатов поддерживают и в правительстве. Там предлагают схему так называемой управляемой ликвидации. Хозяйство – его коллектив, техника и здания – не перестают существовать, но меняется собственник. Для нового хозяина, который сможет быстро восстановить сельхозпредприятия, возможны бонусы.

Разговоры о будущем сельского хозяйства – это ещё и своеобразный отчёт правительства, чего достигли за пятилетку. Цифра, которая «бросается в глаза», – это 5 триллионов рублей прибыли, в то время как в 2010 году было 200 миллиардов убытка. Отразилось ли это на столах белорусов? Статистика говорит, что да: мол, продуктов стали покупать вдвое больше. По данным профильных чиновников, объём сельхозпродукции на одного белоруса, как в развитых европейских странах и по отдельных товарам, выше, чем у соседей и партнёров по Евразийскому экономическому союзу.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Новости Минска