Как разрушить оставшиеся барьеры, как снять ограничения и усилить сотрудничество внутри ЕАЭС, Президент Беларуси обсуждал в Казахстане. А вот как получить эффект от работы двух крупнейших интеграций на континенте – Евразийском и Европейском союзах?
Как раз в те дни, когда в Нур-Султане два президента говорили про нашу интеграцию, в итальянской Вероне тоже звучала похожая тема. Там прошёл уже 12-й по счету Евразийский экономический форум, который за последние годы превратился в одну из самых заметных дискуссионных площадок Европы, где звучат довольно откровенные высказывания и о мировых проблемах, и о разногласиях, мешающих построить единое пространство от Лиссабона до Владивостока.
Не секрет, что между администрациями двух комиссий ЕС и ЕАЭС практически нет политических контактов. На предложения встречаться и обсуждать текущие вопросы еврокомиссары кабинета Юнкера долгое время заявляли, что у них нет на это политического мандата. Одной из причин наблюдатели называют санкции в отношении России, другой – банальные опасения появления конкурента.
Изменение ситуации многие видят в запусках глобальных проектов, которые могли бы связывать континент и под давлением выгод вынуждать политиков включаться в общую работу. Одним из таких примеров может служить проект, представленный аппаратом Союзного государства Беларуси и России под названием «Магистраль». Речь идет о глобальной реконструкции железнодорожных путей на территории ЕАЭС, которая позволит запустить между его основными пунктами высокоскоростные поезда.
К примеру, сегодняшний 14-часовой путь из Петербурга в Минск по новой дороге состав сможет преодолеть всего за два часа. Дальше на Запад через Варшаву и Берлин до Гамбурга с тем, чтобы две с половиной тысячи километров пассажиры смогли проехать примерно за восемь часов. Новая железнодорожная сеть потребует создания инфраструктуры и целый ряд других бизнесов от цифровых приложений до сферы услуг. Объём инвестиций – 30 миллиардов Евро. Вряд ли кто-то, даже несмотря на политические разногласия, захочет оастаться в стороне от его реализации.
ЕАЭС – в том виде, в котором он сейчас существует, заработал лишь 1 января 2015 года – то есть союзу Беларуси, России, Казахстана, Кыргызстана и Армении нет ещё и пяти лет. Был до этого Таможенный союз, ЕврАзЭС – но всё это новейшая история, которая началась лишь в 2001 году. История создания Европейского союза отсылает нас на 68 лет назад к Парижскому соглашению, более известному, как Союз угля и стали. То есть почти 70 лет Европа набивала шишки, искала компромисы, строила и продолжает строить свою интеграцию.
Вот именно поэтому специалисты призывают не спешить обвинять ЕАЭС в том, что внутри всё ещё остаются споры. Необходимо не замалчивать проблемы, как это делает Президент Беларуси, обсуждать острые моменты и смотреть вперёд.
Марк Энтин, председатель правления Российской ассоциации европейских исследований: «Европейский союз пытается сделать вид, что он всегда был таким, как сейчас, забывая о всех кризисах. Европейский союз создавался как протекционисткая группировка для создания привлегированных условий ведения бизнеса внутри и защиты для гораздо более мощных и сильных конкурентов. Потом по мере успехов после больших внутренних революций, изменения модели социально-экономического развития, особенно после энергетического кризиса 1974 года, он потихонечку стал выходить на то, что есть сейчас. Что касается ЕАЭС, если мы вспомним Таможенный союз – это молодая, развивающаяся структура, которая только создаёт своё собственное право, которая договаривается о том, что будет в 2021 году, в 2022-м, в 2025-м, и потихонечку идёт в этом направлении».
И вот на форуме в Вероне уже сообщили: между ЕС и ЕАЭС начались технические консультации по вопросам таможенного администрирования, фармацевтики и цифровой повестки.
Примечательно, что в эти же дни, когда в Вероне проходил Евразийский форум, а в Нур-Султане президенты Беларуси и Казахстана договоривались о новых формах сотрудничества – в Москве представители Евразийской комисии подпсиали соглашение о зоне свободной торговли с Сербией, а в Сочи чиновники ЕАЭС скрепили подписями меморандум с Африканским Союзом, который объединяет 55 государств.
На фоне блокирования переговоров по присоединению к ЕС Албании и Северной Македонии и выхода из ЕС Британии, до очредной даты которого остается несколько дней – ЕАЭС в медийной среде выглядит более устойчиво. Но участники форума в Вероне, конечно, настаивают на том, чтобы позитивные новости касались всего Евразйиского континента.
Подписывайтесь на нас в Telegram