Разбирая почерк гениев: выставка о трех драматургах открылась в Музее истории белорусской литературы

Разбирая почерк гениев: выставка о трех драматургах открылась в Музее истории белорусской литературы

Выставка о Макаёнке, Петрашкевиче и Дудареве открылась сегодня в Музее истории белорусской литературы. В этом году у драматургов, чьи произведения по-прежнему выходят, юбилейные даты. Экспозиция – точка соприкосновения культурных институций, а также семейных архивов.


Их мало кто знает в лицо, но фамилии на слуху. Не только театралы читали «Лявоніху на арбіце» Макаёнка, смотрели «Напісанае застаецца» Петрашкевича, обсуждали «Рядовых» Дударева. Ему уже – 70! Пьесы пишет, как жизнь слышит.

Алексей Дударев, драматург, сценарист, заслуженный деятель искусств Беларуси: «На Беларусі, што тычыцца тэатральнай драматургіі, заўсёды шчаслівы лёс быў. Заўсёды нейкі з драматургаў заваёўваў асяроддзе вялікага Савецкага Саюза: Крапіва, Макаёнак, Петрашкевіч, Дзялендзік, Губараў, пра сябе я гаварыць не буду. Феномен, мабыць, у тым, што ў нас драматычная зямля. Тут, на жаль, гэтай болі было багата. І ёсць».

Дударев отметил юбилей летом. Петрашкевичу весной исполнилось бы 90. Этой осенью 100 лет со дня рождения Макаёнка. «Сообразили на троих» выставку-календарь. Пролог – анкеты-опросники. Соотнесите биографии авторов с сюжетами их сочинений.    

Светлана Кожемяко, научный сотрудник Музея истории белорусской литературы: «Андрэй Макаёнак ваяваў. Алесь Петрашкевіч – дзіця вайны. Аляксей Дудараў – гэта сын франтавіка. Яшчэ якая кропка судакранання – гэта, напэўна, тое, як яны працавалі. У кожнага быў свой творчы почырк. Мы дакрануліся да творчай кухні. Сваёй сцэнаграфіяй да твораў Андрэя Макаёнка і Аляксея Дударава падзяліўся з намі Дзмітрый Максімавіч Мохаў».

Экспозиция в подлинниках – фотографии, книги, записки к киносценариям из фондов литмузея и партнёрских институций. Свой вклад в раскрытие тем внесли также потомки классиков. Товарищи по занятию понимали друг друга, находили общий язык.

«Весь мир – театр, а люди в нём актёры...» – так говорил Шекспир. Это было только начало. Макаёнок, Петрашкевич, Дударев – «драматурги жизни», шли «в массы». Тут почти нет «вещей». Рукописи, в которые надо вчитываться, разбирая почерк гениев. 

В одной афише «Трыбунал» Макаёнка и «Парог» Дударева, рядом – «Соль» Петрашкевича. Хотелось, чтобы так оно и было – не только в музейном пространстве. Эти «инженеры человеческих душ» должны оставаться на слуху, а знать в лицо важно.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Иван Боровой
География:
Новости Минска