Распродажи по-белорусски

​Министр торговли, отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей, анонсировал рождественские распродажи. И если вы в своём воображении уже нарисовали красочное снижение цен, как в Европе – где-то наполовину и даже более от первоначальной цены, то спешим умерить шопинговый задор. Распродажи по-белорусски – это 10-15 % от… торговой наценки.

Министр торговли, отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей, анонсировал рождественские распродажи. И если вы в своём воображении уже нарисовали красочное снижение цен, как в Европе – где-то наполовину и даже более от первоначальной цены, то спешим умерить шопинговый задор. Распродажи по-белорусски – это 10-15 % от… торговой наценки.

Шопинг в Беларуси пока не столь интересен как за рубежом. Хотя позитивные изменения стоит отметить. Становится больше акций, распродаж, программ лояльности. Время от времени крупные столичные универмаги проводят распродажи и в течение дня или двух продают все товары на 15-20% дешевле. Но фантастических американских «чёрных пятниц», когда цепопад достигает 50-70% и магазины работают почти круглые сутки, а американцы берут отгулы на работе, у нас, увы, нет.

Если обратится к официальной статистике, то выходит, что белорусская торговля – в первую очередь государственная – отнюдь не жирует. Торговые наценки к цене производителя – это в среднем 20-25%. Рентабельность всего 2-3%. Именно в пределах этих 20-25% магазины и могут устанавливать скидки, иначе сами терпят убытки. Необходимо, чтобы и продавец, и производитель выступали единым фронтом и сбрасывали цены сообща. Тогда получается эффект двойной скидки – 15-20% от магазина – 25-30% от производителя. Вот тогда и можно говорить о снижении цены на 50%.

Михаил Волков, депутат Палаты представителей Национального собрания: «Тогда большая часть населения сможет выкупать этот товар – бюджетники, малоимущие, пенсионеры. Вот это и есть рождественская распродажа. Воспользуемся тем, что есть в передовых странах мира, есть. Там предприятие-производитель ведёт свой товар от производства до потребителя и отвечает за качество и за реализацию своих товаров. И тогда получается, что если товар не продан в течение половины срока своей реализации или две трети срока своей реализации, то тогда предприятие автоматически понижает стоимость данного товара».

Довольно распространённая практика, когда магазин должен рассчитаться с продавцом через 30-45 дней. И если товар не продан, он висит мёртвым грузом. А магазину не остаётся пространства для манёвра.

Михаил Волков, депутат Палаты представителей Национального собрания: «Покупатель не может покупать данный товар, он уже выходит из моды или устаревает. Торговая сеть не может приобретать товар, потому что она переполнена, склады на предприятии загружаются и складируются. Получается, что эти деньги, которые могли быть получены и внесены в оборот в дальнейшем для модернизации самого предприятия, для улучшения качества работы, вымываются».

Кстати, схожая ситуация и в продовольственном секторе. Только она усугубляется тем, что цена в рознице на социальные позиции регулируется через предельные торговые надбавки. На хлеб, молоко, мясо, детское питание магазины могут прибавлять к отпускной цене не более 8-16%.

Татьяна Закжевская, исполнительный директор Ассоциация розничных сетей: «Поэтому говорить о скидках в 50%, когда у тебя торговая надбавка – всего 8%, экономически это делать практически невозможно. Хороший вариант, когда скидка идёт двойная. С одной стороны, торговый объект сокращает свою торговую надбавку, с другой – производитель или поставщик товара сокращает свою надбавку, т.е. отпускную закупочную цену. В данном случае, скидка получается более ощутимой, но не такой значительной, так как у нас вообще принятая надбавка в продовольствии колеблется в диапазоне 15-20%».

Каким же образом ритейлерам в США и Европе удаётся устраивать распродажи со скидками в 50-70% и при этом ещё и зарабатывать? За рубежом несколько иная структура торговли. Она представлена крупными мировыми производителями с огромной сетью магазинов. Современные производства с отличными технологиями у большинства из них давно перемещены в Китай, где дешёвая рабочая сила. Отсюда низкая себестоимость товара. Наценку сверху можно накрутить хоть в 100-200%. И всё равно получается довольно приемлемый уровень цены для покупателя. С такой цены можно потом безболезненно убрать 50-70%. Компания всё равно остаётся в выигрыше.

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства: «Нашим потребителям необходимо разобраться в структуре. Там сильно монополизирован локомотив, сильные транснациональные корпорации и имеют высокие наценки, могут скидывать цены».

Постепенно эти производители обосновываются и в Беларуси. Тем более есть, где. В столице открыто много современных торговых центров, а несколько площадок достраиваются. Так что всевозможные распродажи, предрождественские акции, большие скидки станут более распространённым явлением и у нас.

Конечно, весь этот арсенал стоит применять и белорусским производителям. Безусловно, это поможет избавиться от складских запасов. Правда, это улучшит ситуацию сиюминутно, а не на долгосрочную перспективу.

Так что в Беларуси не всё так плохо, но есть к чему стремиться и продавцам, и особенно – производителям. Чтобы и себестоимость белорусских товаров стала ниже, а подходы к политике продаж – гибче, тогда и конечная цена в магазине будет более управляемой.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Надежда Цвирко